News Кто такой бизнес-трекер и как им стать

4HD

Member
Регистрация
21.12.2003
Сообщения
176
Реакции
0
Баллы
16
Возраст
62
За 2023 год в России около 1 млн компаний. Часть из них — это стартапы, которые ещё не вышли на рынок, находятся на этапе разработки или доработки продукта.

Из-за недостатка опыта руководители таких проектов могут столкнуться с ошибками в построении бизнес-процессов. Справиться с этой проблемой помогает бизнес-трекер — это специалист, который использует в работе разные методы и инструменты, чтобы помочь предпринимателям избежать типичных ошибок и привести компанию к результатам.

Рассказываем, чем занимаются трекеры в бизнесе, какие навыки и инструменты используют, где работают и сколько получают — и как освоить новую профессию.



Кто такой бизнес-трекер и как им стать


Ада Реинер

Автор-фрилансер

Кто такой бизнес-трекер и как им стать


За консультацию в подготовке материала благодарим Алёну Филонскую — бизнес-трекера и эксперта курсов « », « », « » в Нетологии



Кто такой бизнес-трекер и чем он занимается​


Бизнес-трекер (от англ. to track «отслеживать») — это эксперт, который оценивает рабочие процессы в компании и помогает команде в короткие сроки достичь конкретных целей.

Сейчас бизнес-трекеры работают в разных компаниях. Но в России эта профессия появилась в 2012 году как помогающая роль в программах для поддержки стартапов от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Такие программы называются акселерационными от английского accelerator «ускоритель».

Принцип работы акселераторов заключается в том, что они:

Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Принимают от стартапов заявки, в которых подробно описаны идеи и этапы разработки продукта.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Оценивают проекты и выбирают наиболее инвестиционно привлекательные.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Обеспечивают условия для дальнейшего развития: обучение, офис и технику при необходимости. Проводят лекции, мастер-классы, консультации с профильными экспертами.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Предоставляют финансовую поддержку, но только тем командам, которые проявили активность и продвинулись в развитии продукта за время проведения программы. Инвестором может выступать сама организация или несколько крупных компаний, которые объединяются для запуска программ, такие акселераторы называются корпоративными.

Бизнес-трекеры — важное звено в программах акселерации, потому что помогают стартапам выстроить бизнес-процессы с нуля. Для этого специалисты:

  • диагностируют продукт или идею стартапов;
  • помогают командам определить цель;
  • выстраивают план действий;
  • контролируют сроки исполнения;
  • анализируют результаты.

В таких программах стартапы получают знания и опыт от экспертов, закрепляют всё это на практике под наблюдением бизнес-трекера.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Участие в бизнес-акселераторах может стать отправной точкой для начинающих компаний. Результаты стартапа Best Doctor. Источник:

После введения первых бизнес-трекеров в 2012 году команда ФРИИ определила, что стартапы с их поддержкой получают следующие результаты:

  • налаженные бизнес-процессы — бизнес-трекер помогает распределить роли в проекте, чётко обозначить долгосрочные и краткосрочные цели, составить последовательный план действий;
  • более быстрое достижение первых результатов — бизнес-трекер сравнивает метрики до и после, всё это отражается в отчётах;
  • становятся привлекательнее для крупных компаний, которые готовы финансировать команды, приносящие выгоду инвесторам.

Эти результаты и данными отчёта Startup Genome, аналитического проекта об успехах стартапов: совместная работа с трекерами позволила проектам привлекать в семь раз больше инвестиций.

Бизнес-трекеры работают не только со стартапами, но и с любыми компаниями, которым требуется помощь в развитии.



Чем бизнес-трекер отличается от тренера и коуча​


Бизнес-трекера иногда путают с тренером из-за созвучия в названии профессий. Кроме того, трекер активно взаимодействует с разными подразделениями организации: отделами маркетинга, финансов, продаж. Поэтому может показаться, что он обучает и мотивирует сотрудников, но это не совсем верно.



Кто такой бизнес-трекер и как им стать


Алёна ФИлонская

Бизнес-трекер и эксперт курсов Нетологии


Часто сталкиваюсь с тем, что предприниматели воспринимают работу трекера как услугу бизнес-тренера, ментора или коуча. Хоть все они и относятся к разновидности помогающих профессий, стоит разделять эти понятия.

  • Бизнес-тренер занимается обучением сотрудников и руководителей, развивая их знания и навыки, необходимые для занимаемой должности и достижения результата. Например, тренинги для отдела продаж по работе с возражениями или тренинги для руководителей по управлению изменениями.
  • Коуч работает с установками и ограничениями в мышлении, а также внутренним состоянием предпринимателя или всей команды. Например, у собственника не хватает мотивации для работы над новым продуктом — и как раз коуч может помочь найти выход из ситуации.
  • Ментор предлагает пройти путь, основываясь на своём личном опыте и знаниях, и часто это может быть не совсем выигрышной стратегией для развития бизнеса.

Некоторые определяют роль трекера как наставника по бизнесу и ожидают, что трекер будет их обучать и мотивировать, возьмёт все рабочие процессы на себя. Но это большое заблуждение, потому что включённость собственника в работе с трекером должна быть максимальной.

Бизнес-трекер выявляет узкие места в бизнесе, команде, конкретном проекте или продукте, разрабатывает трекшн-карту (план действий с конкретными сроками и метриками) и помогает идти по этому плану в динамичном темпе, каждый раз сверяя путь с актуальными целями.




Мы проанализировали несколько вакансий, где есть путаница в понятиях, и определили, кто на самом деле требуется компаниям.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Примеры вакансий, где бизнес-трекера связывают с тренерством и коучингом. Источники: ,

В вакансии «Трекер-диагност (бизнес-тренер)» образовательной платформы по быстрому освоению навыков, ищут именно бизнес-трекера. Потому что кандидат должен уметь диагностировать бизнес, выстраивать план развития, опираться на знания в области финансов, менеджмента, маркетинга.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Судя по содержанию вакансии «Трекер-диагност (Бизнес-тренер)», компании нужен именно бизнес-трекер. Источник:

В этом случае «тренер» используется как синоним, чтобы уточнить не всем понятное слово «трекер». Но работа заключается не в обучении команды, а в сопровождении.

Другая вакансия «Ищу трекера/коуча по бизнесу» опубликована на платформе для фрилансеров . Видимо, специалиста ищет частный предприниматель, который только начинает заниматься бизнесом и не совсем понимает, кто ему всё-таки нужен: коуч, трекер или тренер.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Заказчик ищет бизнес-трекера, не коуча или тренера. Источник:

Из описания вакансии становится ясно, что всё-таки заказчику требуется бизнес-трекер, так как основная задача специалиста — помочь достичь конкретной цели. В этом случае заказчик хочет, чтобы трекер сочетал свои умения с тренерством и коучингом, то есть дополнительно давал советы и мотивировал.

В вакансии «Коуч-психолог (бизнес-трекер)» компании, которая обучает SMM, требуется именно коуч, что обозначено в требованиях: проводить коуч-сессии, воодушевлять и наставлять, иметь высшее психологическое образование.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Бизнес-трекер не «воодушевляет и наставляет», психологическое образование ему точно не нужно. Заказчик ищет именно коуча. Источник:


Кто такой бизнес-трекер и как им стать


Алёна Филонская

Бизнес-трекер и эксперт Нетологии


У каждой компании всегда свой запрос на требования к бизнес-трекеру. Нужно внимательно читать содержание вакансии, чтобы понимать, кого именно ищет работодатель. Иногда это может быть смешение ролей. Например, «Бизнес-трекер/Операционный менеджер», «Бизнес-трекер/Agile-коуч».



Как трекер помогает бизнесу и какие использует инструменты​


Бизнес-трекеры руководствуются законом Парето: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — 20% результата. Они помогают компаниям сфокусировать внимание на тех действиях, которые принесут больше результата при меньших затратах.

Деятельность бизнес-трекера можно разделить на три направления.



Кто такой бизнес-трекер и как им стать




Работа бизнес-трекера предполагает проведение регулярных встреч с собственником и командой: это могут быть как ежедневные короткие созвоны, так и двухдневные сессии стратегического планирования.

Бизнес-трекеры используют инструменты из разных областей в зависимости от запроса. Условно работу специалиста можно представить в виде трёх этапов.



Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Диагностика​


Диагностическая сессия длится 2–3 часа. Обычно за это время удаётся понять, к какому результату стремится компания.

Знакомство с проектом. Бизнес-трекер проводит интервью с руководителями компании, задаёт разные вопросы. Вопросы помогают выявить слабые и сильные стороны компании, ошибки в рабочих процессах, определить конкретную цель — желаемый результат.

На этом этапе специалисту стоит получить у клиента ответы на ключевые вопросы:

  • Какую цель в работе вы считаете главной, после которой не требуется помощь бизнес-трекера? Вы уверены, что именно эта цель важна? Какие результаты она принесёт? Что компания делает для этого, какие процессы внедряет?
  • Для разбора продуктовых проектов задают немного другие вопросы. Какие продукты или проекты наиболее прибыльные? Зачем вводить новую продукцию? Какую пользу приносит продукт или проект потребителю?

Изучение аналитики. Специалист обращается к различным сервисам для аналитики: например, Яндекс Метрика и Google Analytics, Roistat. А также смотрит статистики из CRM-системы, где учитываются действия клиентов. Какие показатели трекер будет изучать, зависит от запроса клиента.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Так выглядит аналитика по рекламным каналам в Roistat. Источник:

Например, бизнес-трекер может анализировать посещаемость интернет-магазина, количество визитов, заявок и продаж, а также смотреть на различные коэффициенты, которые обычно автоматически рассчитывает CRM-система.

  • CRR — коэффициент удержания клиентов, показывает, как долго клиент продолжает заказывать продукцию компании после первой покупки. То есть удаётся ли компании удержать клиента. Для улучшения этого показателя запускают акции, рассылки.
  • CPO — стоимость привлечения покупателя. Расчёт необходим, чтобы снизить расходы компании на рекламу.
  • ROI — коэффициент рентабельности компании, который может быть отрицательным или положительным. Если ROI < 0, то проект убыточный, нужно с этим разбираться.

Чтобы понимать метрики, бизнес-трекер должен владеть основами маркетинга. Без изучения показателей не получится провести диагностику проекта.

Проверка эффективности бизнес-модели. Для этого специалист использует метод SPACE — от английского Strategic Position and Action Evaluation, что переводится как «оценка стратегического положения и действия». Если проще, то так проверяется баланс прибыли и расходов в компании, рентабельность бизнеса.

Например, компания производит дорогой и сложный продукт, конкурентов на рынке мало, стоимость высокая для потребителей, но выручка окупает ресурсы, которые требуются на производство. Значит, баланс не нарушен.

Если много конкурентов, продукт прост в производстве, но продажи зависят от сезонности, прибыль минимальная. В таком случае бизнес-модель не совсем эффективна. Трекер помогает команде решить, что делать дальше.



Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Постановка цели и разработка этапов действий​


Результат общения с руководителями компании, анализ метрик, определение эффективности бизнес-модели должны привести к чёткому формированию основной цели, которая будет соответствовать SMART-концепции.

Цель должна быть:

  • S = Specific — конкретная;
  • M = Measurable — измеримая;
  • A = Achievable — достижимая;
  • R = Relevant — значимая, ведущая к реальному результату;
  • T = Time bound — ограниченная по времени, с конкретными сроками выполнения.

Генерация гипотез. Трекер устраивает мозговой штурм команде для выдвижения предположений: например, по увеличению продаж. Это начало метода HADI-циклов, который состоит из следующих этапов:

  • H = Hypothesis. Формирование гипотез: «Если я сделаю это, то…».
  • A = Actions. Список действий: «Чтобы проверить гипотезу, я сделаю…».
  • D = Data. Работа с данными: «В процессе я должен получить следующие данные…».
  • I = Insight. Выводы: «Если данные соответствуют, гипотеза подтвердилась».

Например, цель — увеличить на 50% продажи футболок с разными принтами на маркетплейсах. Гипотезы могут быть следующими:

  • если привлечь блогеров для рекламы, то продажи увеличатся на 20%;
  • если поменять принты на более актуальные, то повысится спрос среди молодёжи, продажи увеличатся на 15%;
  • если ускорить процессы поставки продукции на склад, то товар всегда будет доступен для покупки.

Разработка трекшн-карты — это пошаговый план с этапами достижения поставленной цели. Действия для проверки гипотезы тоже включаются в трекшн-карту.

Например, этапы проверки предположения о привлечении блогеров могут выглядеть так: анализ целевой аудитории → поиск блогеров для этой ЦА → закупка рекламы → анализ результатов. Сами гипотезы проверяют всей командой на следующем этапе.

Все эти данные позволяют детально представить этапы развития бизнеса. Результатом становится трекшн-карта в виде таблицы.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Так, по этой трекшн-карте команда постепенно движется к итоговой цели «запустить бизнес, настроить рабочие процессы». Для этого нужно оформить юрлицо, определить выгодные сегменты на рынке, запустить продажи, настроить процессы отгрузки, окупить инвестиции (вложения). Источник:


Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Выполнение плана​


Команда начинает работать по трекшн-карте. Распределяет роли, назначает ответственных за определённые действия. Эта работа должна выполняться слаженно.

Бизнес-трекер встречается с командой 1–2 раза в неделю, получает отчёт о проделанной работе, анализирует результат, изучает метрики. Вместе с командой делает предварительные выводы: получилось ли приблизиться к итоговой цели, или выдвинутые гипотезы не принесли результат. Может потребоваться формирование новых гипотез, которые нужно протестировать. Тогда в трекшн-карту добавляются дополнительные действия.

Кроме того, бизнес-трекер может использовать дополнительные инструменты.

  • CustDev (Customer Development). Помогает «обнаружить клиента» или проверить имеющиеся клиентские сегменты. Для этого нужно собрать данные аудитории, составить портрет клиента.
  • Создание и тестирование MVP. То есть минимально жизнеспособного продукта, тестовой версии. Например, в IT выпускают пробный вариант сервиса с минимальными функциями и обращаются к клиентам для оценки.
  • Формирование каналов продаж. Сюда относятся инструменты продаж (лендинг, рассылки, рекламные объявления) и сам продукт. На основе этого формируется юнит-экономика: юнит — это то, что приносит доход компании. Например, в онлайн-школе английского языка юнитом будет ученик, который платит за обучение. Лучший вариант, когда бизнес зарабатывает на юните много, а на привлечение тратит минимум.

Бизнес-трекер продолжает встречаться с командой, прорабатывать этапы действий, анализировать показатели до тех пор, пока не проявится результат, который отразится в метриках.

Таким образом бизнес-трекер помогает улучшать рабочие процессы, которые в дальнейшем будут работать без его участия.



Какие навыки и качества необходимы бизнес-трекеру​


Можно выделить следующие навыки и качества, которые требуются бизнес-трекеру, чтобы привести компанию к результатам.

Профессиональные навыки​


Бизнес-трекинг находится на стыке маркетинга, экономики и менеджмента. Специалисту не нужно погружаться в эти направления глубоко, но важно знать основы.



Кто такой бизнес-трекер и как им стать


Алёна Филонская

Бизнес-трекер и эксперт курсов Нетологии


Я бы выделила приоритетными знания в области маркетинга и экономики, так как бизнес-трекеру важно знать язык цифр и ключевые метрики. Хочется отметить, что харды привязаны к специфике проекта, с которым работает специалист. Например, тем, кто хочет работать с IT-компаниями, важно понимать принципы разработки IT-продукта, чтобы суметь улучшить этот процесс: ускорить, сократить расходы, повысить выручку.



Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Понимание основ предпринимательства​


Бизнес-трекер должен знать этапы создания компаний, разбираться в структуре предприятий, уметь определять бизнес-риски — это основа. Поэтому желательно иметь экономическое образование или опыт в предпринимательстве.

Чаще всего бизнес-трекер выбирает конкретное направление, с которым ему нравится работать. Например, только с компаниями в сфере торговли, производства или страхования. Поэтому специалисту могут потребоваться дополнительные профессиональные знания в зависимости от выбранного направления.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Умение анализировать метрики​


Метрики делятся на продуктовые и маркетинговые.

Продуктовые метрики показывают, насколько интересна продукция пользователям, приходят ли претензии к качеству. Собрать их непросто, нужно проводить анкетирование, анализировать отзывы. Кроме того, специалист может обратиться к разбору звонков: изучить общение менеджеров с клиентами.

Маркетинговые метрики собираются проще — с помощью различных сервисов (Яндекс Метрика, Google Analytics) и CRM-систем. Они отображают данные о том, сколько человек пришло на сайт из поисковой выдачи или по рекламе, сколько купили продукцию, а сколько — набрали корзину, но ушли.

Трекер должен уметь работать с разными типами метрик.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Знание инструментов и методов бизнес-трекинга​


Трекер выступает помощником руководителей, маркетологов и менеджеров компании. В арсенале специалиста множество инструментов и методов из разных сфер. Бизнес-трекер должен уметь:

  • Формулировать цель по концепции SMART.
  • Рассчитывать устойчивость и эффективность бизнес-модели.
  • Формировать и проверять гипотезы — HADI-циклы.
  • Использовать методологию CustDev (Customer Development).
  • Формировать MVP.
  • Моделировать юнит-экономику.
  • Составлять трекшн-карту и контролировать выполнение действий.

По данным вакансий, именно этот список является основным:

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Примерный перечень обязанностей трекера. Источник:

Подтвердить свои профессиональные навыки можно сертификатами и кейсами со сравнением показателей до и после, отзывами руководителей о проделанной работе.



Основные гибкие навыки​


Кроме профессиональных умений, для успешного ведения проекта бизнес-трекеру нужны хорошо развитые софт-скиллы, которые связаны с общением и умением анализировать информацию.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Умение выстроить эффективную коммуникацию​


Бизнес-трекер много работает с людьми: руководителями и сотрудниками разных отделов. Важно уметь находить подход к каждому, быть терпимым, не вступать в конфликты и не навязывать своё мнение.

Для этого необходимо развивать эмоциональный интеллект — уметь распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения и желания собеседника.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Аналитическое и критическое мышление​


Бизнес-трекер изучает статистические данные, отслеживает метрики, сопоставляет, делает выводы. Специалист должен уметь строить логическую цепочку, понимать причинно-следственные связи, делать предположения о том, какое конкретное действие может принести результат.

Иногда нужно посчитать вручную некоторые коэффициенты, если эти процессы не автоматизированы. Поэтому пригодится умение работать с математическими действиями.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Гибкость и стрессоустойчивость​


Бизнес-трекеру придётся работать в условиях постоянных изменений. Не существует определённого метода для развития бизнеса. Работа трекера строится на предположениях и проверках этих гипотез. Иногда всё может пойти не так, как задумывалось. Нужно уметь быстро реагировать.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Примерный перечень требований к кандидату. Источник:


Где может работать бизнес-трекер​


На популярных платформах с вакансиями редко можно найти предложение для бизнес-трекера. Это связано с тем, что профессия новая, не все компании знают, что могут обратиться к такому специалисту или ищут его через знакомых и профильные сообщества.



Кто такой бизнес-трекер и как им стать


Алёна Филонская

Бизнес-трекер и эксперт курсов Нетологии


Чаще всего вакансии размещают не на hh.ru, а на сайтах акселерационных программ. Например, , , студенческие акселераторы, такие как « ». Бизнес-трекер откликается, оставляет заявку, портфолио, и его могут пригласить на собеседование.

Трекеров могут искать через бизнес-комьюнити и социальные сети.



В организациях-акселераторах по найму​


Организации-акселераторы нанимают бизнес-трекеров на постоянное сотрудничество, потому что могут запускать программы развития стартапов по 2–3 раза в год.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Вакансия бизнес-трекера в акселератор ФРИИ. Источник:

Начинающие специалисты могут посмотреть вакансии, например, на этих сайтах:


Заработная плата рассчитывается из количества проведённых сессий и опыта специалиста. В акселераторе «К цели» стажёры зарабатывают от 60 000 рублей в месяц, опытные специалисты — от 120 000 рублей, VIP-трекеры — от 240 000 рублей.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Примерная заработная плата бизнес-трекеров. Источник:

В крупных компаниях по найму​


Бизнес-трекер может понадобиться в штат крупным компаниям и корпорациям, которые выпускают много продуктов. Проектам нужна помощь как в запуске, так и в сопровождении.

К бизнес-трекерам обращаются и компании, которые уже вышли на рынок, но столкнулись с застоем в бизнесе. Специалист выявляет, что можно изменить и улучшить.

Обязанности бизнес-трекера могут сочетаться с другими. Например, в апреле 2023 года была опубликована вакансия от Билайн «Бизнес-трекер/Scrum-мастер», где бизнес-трекер должен знать agile-методологию и помогать её внедрить в рабочие процессы и даже обучать сотрудников.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Вакансия от Билайн, где обязанности бизнес-трекера сочетаются с задачами Scrum-мастера. Источник:

Заработная плата обычно устанавливается после интервью с кандидатами. Бизнес-трекеры с опытом получают в среднем 100 000 рублей в месяц.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Пример резюме бизнес-трекера. Источник:

В проектах на фрилансе​


Бизнес-трекер может работать как внештатный специалист с любыми компаниями. Для предложения услуг можно сделать личный сайт и запустить рекламу или опубликовать резюме на Профи, Яндекс Услуги.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Пример стоимости одной сессии бизнес-трекера. Источник:

Бизнес-трекеры зарабатывают около 5 000 рублей за одну сессию, верхней границы нет. Трекер может одновременно сопровождать 2–3 компании.

На достижение первых результатов может уходить от трёх месяцев. Потому что требуется несколько встреч, чтобы диагностировать проект, составить план действий, выдвинуть гипотезы и проверить их, проанализировать результат.

Кто такой бизнес-трекер и как им стать

Пример объявления с предложением услуг бизнес-трекера. Источник:


Кто такой бизнес-трекер и как им стать


Алёна Филонская

Бизнес-трекер и эксперт курсов Нетологии


Продолжительность одной сессии варьируется от 40 минут до 2 часов, цена услуги определяется личным брендом трекера, его знаниями и опытом, а также подтверждёнными успешными кейсами.

Например, за одну сессию трекер может заработать как 2 000, так и 20 000 рублей, при этом я бы не делала акцент на одной сессии, а рассматривала долгосрочный контракт с клиентом, который может быть на несколько месяцев или год.

Оплата услуг трекера прописывается в договоре, и это может быть как фиксированная сумма, так и определённый процент от роста выручки, либо даже доля в проекте, если речь о стартапах.

Трекинг — это востребованная и хорошо оплачиваемая профессия. Занимаясь трекингом в акселераторах или работая с клиентами из бизнеса, можно зарабатывать комфортную сумму и влиять на свой доход.


Итак, в среднем бизнес-трекер в найме зарабатывает от 90 000 рублей, в проектной деятельности — от 5 000 до 7 000 рублей за одну сессию.



Как стать бизнес-трекером​


Перейти в эту профессию можно из смежных областей: экономики, маркетинга, аналитики, MBA и других. Но вполне реально освоить профессию без смежного образования — пройти профильные онлайн-курсы.

Овладеть профессией только по книгам и лекциям не получится, нужно много практиковаться: работать с реальными кейсами под наблюдением опытных бизнес-трекеров, стажироваться в компаниях.

Кроме того, обычно при найме бизнес-трекеров на работу работодатели просят предоставить сертификат о прохождении курсов или диплом в области маркетинга, предпринимательства, экономики. Поэтому самостоятельно освоить профессию не получится.

Есть два основных способа стать бизнес-трекером.

Окончить вуз​


Пока ещё в университетах бизнес-трекингу не учат. Но можно получить базовое образование в смежных областях. НИУ ВШЭ предлагает следующие бакалаврские программы, которые могут быть основой для бизнес-трекера: « », « ».

Если есть бакалаврское образование, можно рассмотреть магистерские программы: « » в СПбГУ, « » в МФЮА.

В вузе удастся сформировать сильную базу в этом направлении. Но в дальнейшем потребуется дополнительное обучение, чтобы познакомиться с конкретными методами бизнес-трекинга.

Путь довольно долгий: обучение в бакалавриате займёт 4 года, а для поступления на магистерские программы требуется уже имеющееся высшее образование в любой области. В итоге на учёбу может уйти около 4–6 лет.

Пройти курсы​


Значительно быстрее освоить профессию и получить сертификат или диплом о профессиональной переподготовке можно на курсах.

Бизнес-трекеры могут получить теоретические и практические знания на курсе « » от МГУ или от НИУ ВШЭ — « », « ». Обучение займёт от 8 до 12 месяцев.

Но есть недостаток — вузы редко предлагают дистанционные программы, обычно обучение проходит очно в вечернее время, что подходит не всем.

Из онлайн-курсов на «Открытом образовании» можно пройти « » от НИУ ВШЭ, « » от МФТИ, « » от СПбГПУ и компании «Горэлтех».

В ФРИИ на коротких интенсивах по 8–16 часов обучают некоторым методам, которые используют в работе бизнес-трекеры: « », « ».

Получить профессию « » можно на курсе Нетологии. Преподаватели — опытные трекеры, которые составляют практические задания на основе реальных кейсов и последовательно обучают всем методам и инструментам трекинга.

Курс длится 4 месяца, за это время студенты учатся проводить диагностические сессии, использовать методы бережливого управления и производства, HADI-циклы, создавать ценностное предложение, трекшн-карты.

Обучение в Нетологии даёт возможность полностью освоить профессию, начать частную практику или устроиться трекером в компанию. В Нетологии есть центр развития карьеры, где публикуются вакансии и стажировки разных компаний. Кроме того, выпускников добавляют в комьюнити-чаты, где можно получить знания от опытных коллег и предложить свои услуги стартапам.




Кто такой бизнес-трекер и как им стать
Курс

Бизнес-трекер​


  • Научитесь диагностировать слабые места и направлять команду в поисках эффективных решений
  • Начнёте практиковать трекинг-сессии на продуктовых командах уже в середине курса
  • Сможете помогать развиваться и расти бизнесу, продуктам, идеям, лидерам и командам


Что почитать и посмотреть бизнес-трекеру​


Бизнес-трекеру требуются знания из маркетинга, менеджмента и экономики. Для расширения навыков в этих областях нужно читать специализированную литературу, можно подписаться на блоги бизнес-трекеров и новостные каналы.

Книги​

  • « », Филип Котлер. Настольная книга для менеджеров, маркетологов, руководителей компаний. Автор понятно рассказывает об основных инструментах и концепциях, в которых нужно разбираться и бизнес-трекеру.
  • « », Филип Котлер, Нильс Бикхофф, Роланд Бергер. В книге сжато и доступно изложены фундаментальные аспекты теории и представлены способы практического применения отдельных концепций в области менеджмента.
  • « », Даниил Ханин. Книга об одном из важных методов в трекинге. Автор на примерах из жизни и мировой экономики показывает, как эффективно использовать этот инструмент.

Telegram-каналы​

  • « ». Канал со статьями, видео, анонсами, вакансиями из мира трекинга, консалтинга и коучинга.
  • « ». Объявления о вебинарах, которые могут пригодиться бизнес-трекеру, а также об акселераторах, программах, конкурсах, наборах для стартапов.


Резюмируем​


Бизнес-трекер работает в тесном сотрудничестве с руководством компании, отделами маркетинга и продаж. Он помогает бизнесу определить направление роста и не сходить с намеченного пути. Цель его деятельности — ускорить и улучшить бизнес-процессы, чтобы привести проект к результатам.

Специалист сочетает в своей работе знания из экономики, маркетинга, аналитики и предпринимательства. Поэтому образование в одной из этих сфер может стать стартом для освоения профессии бизнес-трекера.

Трекеры работают в акселераторах со стартапами и как частные специалисты с компаниями, которые к ним обратились. Бизнес-трекер в найме зарабатывает от 90 000 рублей. Если берёт проектную работу, то от 2 000 до 20 000 рублей за сессию. Стоимость услуг зависит от опыта и конкретных результатов, которые в виде кейсов можно показать работодателям.

Вузы не предлагают программ по обучению трекингу, поэтому для получения профессии подойдут онлайн-курсы, где преподают эксперты с опытом в этой области, чтобы отработать практические навыки под их наблюдением.




Читать также

Кто такой бизнес-трекер и как им стать


Кто такой бизнес-трекер и как им стать


Кто такой бизнес-трекер и как им стать




Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши . Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к .



Кто такой бизнес-трекер и как им стать


Ада Реинер

Автор-фрилансер


The post first appeared on .
 
198 111Темы
635 082Сообщения
3 618 399Пользователи
DimJenНовый пользователь
Верх