Запуск онлайн-программы высшего образования — процесс сложный и комплексный. Чтобы всё сложилось удачно, EdTech-платформа должна проанализировать рынок, подобрать экспертов, наладить сопровождение студентов и организовать им подходящую практику. На вуз чаще всего ложится проведение фундаментальных дисциплин, приём и выпуск студентов и формализация процессов. Но главное в таком партнёрстве — чётко обозначить цель и правильно выстроить совместную работу.
Оксана Апрельская, заместитель руководителя направления «
Оксана Апрельская
Заместитель руководителя направления «Высшее образование» в Нетологии
Онлайн-бакалавриаты и магистратуры Нетология реализует совместно с российскими вузами. От традиционных университетских программ они отличаются тем, что всё обучение здесь проходит дистанционно. При этом выпускники получают такой же диплом государственного образца, как и после окончания университета.
Создание таких программ начинается с исследования рынка. Продюсеры и маркетологи EdTech-платформы анализируют вакансии на сайтах по трудоустройству, существующие на рынке программы обучения, запросы пользователей, а также ориентируются на внутренние исследования Нетологии по разным направлениям обучения. Они смотрят, какие профессии пользуются спросом на рынке или станут востребованы в ближайшие годы, какие именно навыки и компетенции нужны работодателям. Мы не ограничиваемся диджитал-профессиями, но выбираем те, которым можно обучить в онлайне. Подходящие варианты ранжируем по востребованности и определяем приоритетные для запуска в ближайшем академическом году.
Для всех программ мы ищем такие специальности, которые требуют глубокого комплексного обучения.
В последние годы на российском рынке резко выросла популярность профессии UX/UI-дизайнера, которой ещё не обучали в вузах. Данные исследований вакансий и онлайн-курсов подтвердили её востребованность, но перечень требуемых навыков был слишком узким для программы высшего образования. Более краткосрочные и менее дорогие онлайн-курсы вполне могли обучить этой профессии, и магистратуре было бы сложно с ними конкурировать.
Мы решили создать для потенциальных студентов программу по продуктовому дизайну, которая помогает освоить более широкий набор навыков. Так появилась совместная магистратура с университетом ИТМО. Она включает в себя обучение UX/UI-дизайну и навыкам из разных направлений: менеджмента, исследовательской деятельности, аналитики и маркетинга.
После исследований мы приступаем к поиску будущего партнёра. На основе анализа рынка высшего образования и университетских рейтингов мы составляем список потенциальных кандидатов и отдаём приоритет вузам, которые завоевали доверие абитуриентов по интересующим нас направлениям. Обычно мы сами обращаемся к университету с предложением запустить совместную образовательную программу. Но бывает и наоборот — представитель вуза приходит к нам, и мы вместе подбираем тему, которую могли бы лучше всего реализовать в партнёрстве.
Дарья Гриц
Директор по цифровизации образования в МФТИ
Все знают, что поступить в МФТИ сложно, а удержаться ещё труднее, поэтому в основном отбор в нашу магистратуру проходят наши же бакалавры. Но вуз заинтересован в привлечении выпускников и из других университетов. Чтобы найти достойных кандидатов, нужен большой конкурс. Для этого о наших программах должно было узнать как можно больше потенциальных студентов, и мы искали партнёра, который мог бы обеспечить такой охват.
Нам предстояло стать одной командой и принять общий процесс разработки. Сложно представить сотрудничество без солидарности в использовании инструментов и подходов, поэтому от партнёра мы ждали продуктового подхода и умения применять лучшие практики в проектировании учебного опыта.
Мы стремимся, чтобы наши студенты получили необходимые компетенции, широкую сеть профессиональных контактов и в результате нашли работу мечты или начали исследовательскую карьеру. Но мы также хотим, чтобы люди унесли с собой образовательный опыт, который будет связан с тёплыми воспоминаниями и остался с ними на долгие годы. Нам было важно, чтобы партнёр разделял эту заботу и помогал внедрять сервисный подход в университете.
Исходя из этих критериев, мы обратили внимание на EdTech-компании — Нетология отвечала каждому из них. Платформа уже работала с программами высшего образования и помогала вузам усиливать их опыт практиками дистанционного обучения. Поэтому сегодня мы вместе реализуем программу онлайн-магистратуры «Финансовые технологии и аналитика» и совсем скоро запускаем новый набор.
Основную работу по подготовке и реализации программы EdTech-платформа берёт на себя. При этом вуз и Нетология выступают как равноценные партнёры: каждый выполняет свои задачи, а основную часть мы делаем вместе. Обычно распределение обязанностей происходит таким образом ↓
Общую концепцию и содержание программы мы формулируем вместе с университетом. Чтобы спроектировать программу, команда Нетологии проводит глубокое исследование рынка и собирает среди работодателей и экспертов информацию о требованиях к специалистам. Эти данные мы упаковываем в скиллсет — подробную схему, в которой систематизированы все профессиональные компетенции, знания и умения.
Так выглядит скиллсет финтех-аналитика: требования к специалисту сгруппированы в отдельные компетенции, которые, в свою очередь, разбиты на ключевые навыки. Рассмотреть схему ближе можно по
Готовый скиллсет проходит верификацию с экспертами рынка, бизнес-ментором и академическим руководителем будущей программы. Затем на его основе мы создаём матрицу компетенций и дополняем её согласно требованиям профессиональных и образовательных стандартов.
В матрице подробно описана каждая компетенция и составляющие её навыки. Знания и умения по отдельному навыку сформулированы в виде индикаторов и проранжированы по уровням
Матрица компетенций позволяет сформировать программу, спроектировать учебный план, содержание дисциплин и составить подробный портрет выпускника с перечислением всех необходимых ему знаний, умений и навыков для работы по профессии.
Нетология берёт на себя бóльшую часть работы по следующим вопросам ↓
Университет проводит вступительные испытания и отбирает студентов, отвечает за административные вопросы и занимается оформлением необходимых документов. В конце обучения вуз проводит аттестацию и выдаёт диплом государственного образца.
Обучение мы проводим совместно. Одну часть дисциплин — как правило, это базовые, фундаментальные предметы — берут на себя педагоги университета, а другую — практики рынка из экспертного сообщества Нетологии.
Так организованы совместные магистратуры с Высшей школой экономики: на программе по кибербезопасности за дисциплину «Криптографические методы защиты информации» отвечает вуз, а за «Программирование на Python» — Нетология; на программе по LegalTech «Математический анализ и статистику» ведут преподаватели университета, а «Ключевые технологии в LegalTech» — эксперты платформы.
Зачёты и экзамены по дисциплинам каждый партнёр принимает самостоятельно — после этого студента переводят на следующий семестр обучения.
Вместе с университетскими коллегами мы отслеживаем прогресс студентов, собираем обратную связь и дорабатываем программу.
В результате такого разделения задач нам удаётся соединить сильные стороны всех участников образовательного процесса: академическую базу вуза и наш практико-ориентированный подход и опыт работы в онлайне.
О том, как построен процесс обучения на совместных программах, мы рассказали в
Ремезова Юлия
Директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ
Высокотехнологичная трансформация экономики требует от системы высшего образования кардинальных изменений: университеты должны подготовить выпускников, которые будут востребованы в цифровой среде.
Развитие НИУ ВШЭ неразрывно связано с переходом к цифровым технологиям и инструментам в образовании, с сохранением преимуществ классического университета и его академической школы. В последние годы вуз концентрируется на производстве очных онлайн-программ бакалавриата и магистратуры. Вместе с индустриальными партнёрами мы запускаем образовательные продукты, которые опираются на практику и отвечают на актуальные запросы рынка труда.
Сотрудничество университетов с образовательными платформами создаёт синергетический эффект: вуз получает маркетинговую поддержку, а также инструменты для масштабирования научно-исследовательских разработок и образовательных практик, а у EdTech-компании появляется возможность транслировать проверенный академический контент и повышать качество образовательных программ. Это удачный способ объединения академии и индустрии.
Вуз: педагоги
Нетология: эксперты
Каждый партнёр отвечает за свои учебные дисциплины и самостоятельно подбирает для них преподавателей. Университет со своей стороны назначает педагогов, которые готовы работать в онлайн-формате.
Для нас подбор преподавателя — важная часть проектирования каждой учебной дисциплины. Мы опираемся на компетенции, которыми должны обладать студенты после её изучения, и ищем экспертов, которые могут об этом рассказать. Отбираем их тщательно — у каждого должен быть профессиональный опыт в выбранной дисциплине и практика преподавания. Всех кандидатов согласовываем с вузом.
Вуз: академический руководитель
Нетология: бизнес-ментор программы
Во главе каждой образовательной программы стоит академический руководитель, которого назначает университет. Он подбирает и согласовывает преподавательский состав, занимается разработкой концепции программы, встречается со студентами и помогает им сформулировать темы выпускных работ. Академические руководители наших программ вовлечены в процесс и заинтересованы в том, чтобы обучение студентов было эффективным. Поэтому в течение года мы регулярно проводим с ними совместные планёрки, где утверждаем учебные планы и обсуждаем текущие вопросы.
Со стороны Нетологии программу курирует бизнес-ментор. Это представитель индустрии с большим профессиональным опытом. Он выступает в качестве идеолога программы: вдохновляет студентов своим примером и может указать им вектор профессионального развития.
На этапах создания и доработки программы задача бизнес-ментора — оценить содержание и скорректировать его под требования рынка. Если эксперты при формировании списка компетенций высказывают разные мнения, бизнес-ментор помогает привести их к общему знаменателю. Он хорошо разбирается в сфере и может верхнеуровнево посмотреть на учебный план: оценить, какие навыки, подходы и инструменты более актуальны для рынка, что стоит добавить, а что лучше заменить.
Академический руководитель и бизнес-ментор встречаются на планёрках, но в целом каждый отвечает за свою часть. Результат их работы соединяют в программе методисты и педагогические дизайнеры.
Вуз: академический руководитель и проектный менеджер
Нетология: продюсер
Административной работой на стороне вуза чаще всего занимается тот же академический руководитель. Он координирует все процессы самостоятельно или передаёт решение отдельных задач в соответствующие подразделения университета. Иногда с организационными вопросами ему помогает проектный менеджер.
Со стороны Нетологии всем управляет продюсер. Он настраивает процессы и интегрирует членов команды в работу над программой с самого начала её разработки. Продюсер напрямую общается с проектным менеджером, учебно-производственным и методическим отделами, юридическим и другими подразделениями вуза. Он координирует решение финансовых вопросов, а также отбирает преподавателей для дисциплин Нетологии вместе с менеджером по работе с экспертами и педагогическим дизайнером.
Вуз: преподаватели и методисты
Нетология: педагогический дизайнер
В Нетологии вместе с продюсером работают педагогические дизайнеры. Они отвечают за эффективность программы, а именно за качественный материал и хорошо выстроенных учебный процесс. Для этого они работают над учебно-методическим обеспечением программы, контролируют производство контента на всех этапах и следят за ходом обучения.
Старший педагогический дизайнер проектирует всю программу: составляет скиллсет и матрицу компетенций, собирает учебный план и согласовывает его с вузом. За разработку конкретных дисциплин программы отвечают отдельные педагогические дизайнеры. Их задача — методически сопровождать экспертов, помогать им с упаковкой опыта в материалы курса, структурировать информацию и выстраивать учебный процесс.
Вместе с методистом вуза старший педагогический дизайнер синхронизирует работу преподавателей университета и Нетологии — это помогает избежать дублирования контента и обеспечить преемственность дисциплин. Ещё он даёт преподавателям и методистам вуза портрет студента, шаблоны презентаций и примеры видеоуроков — материалы, которые нужны для разработки контента для дисциплин.
Нетология: команда сопровождения
Команда сопровождения Нетологии выступает службой единого окна для студентов. Она помогает создать комфортные условия в процессе обучения и успешно его завершить.
У каждого сотрудника в команде сопровождения свои функции:
В основном мы общаемся со студентами на платформах Discord и Slack: делимся еженедельными планами, полезными ссылками и инструментами для работы, напоминаем о предстоящих вебинарах, домашних заданиях и сроках сдачи работ. Стараемся помочь студентам в решении организационных вопросов, поддерживаем и мотивируем.
Команда сопровождения также отвечает за общение с представителями из бизнес-среды:
Подробнее о работе службы сопровождения можно прочитать в
направление
Существенную часть времени занимает организация работы между командами университета и Нетологии. Обычно, как и обучение на программе, все встречи проходят онлайн, но с коллегами из московских вузов мы иногда проводим их и в офлайне.
После подбора педагогического состава программы мы проводим общее собрание — аналог заседания кафедры. На нём синхронизируем работу преподавателей университета и экспертов Нетологии, чтобы для студента обучение было бесшовным. Нам важно, чтобы он ощущал целостность образовательного процесса.
Если оказывается, что содержание некоторых дисциплин сильно пересекается, организуем дополнительные встречи экспертов с преподавателями вуза. Они делят темы так, чтобы те не повторялись, а содержание дисциплин логично дополняло друг друга.
Весь учебный процесс проходит на онлайн-платформе. Мы стараемся организовать его в одном цифровом пространстве: на платформе Нетологии или вуза, — так студентам проще и удобнее учиться. Иногда по юридическим требованиям вуза нужно использовать сразу две площадки. В таком случае преподавание отдельных дисциплин проходит на разных платформах, но чтобы облегчить процесс, мы составляем для студентов наглядные схемы с указанием, где будет проходить каждая дисциплина.
Для подготовки материалов в Нетологии есть отдельный производственный цикл. Сначала мы обсуждаем программу дисциплины с экспертом и находим компетенции, которые должны получить студенты в процессе освоения. Затем определяем, какие видеолекции, вебинары и домашние задания помогут закрепить знания и развить нужные навыки.
Занятия включают видеолекции, вебинары и домашние задания для закрепления теории и практической отработки знаний по изученной теме
На подготовку всех материалов уходит 3–4 месяца. Сначала мы записываем асинхронную часть обучения: видеолекции, которые студенты могут смотреть в любое время. Снимаем их в студии или удалённо. Одно видео, как и лекция в университете, длится около двух часов. После записи его нарезают на несколько роликов по 10–15 минут, каждый из которых закрывает одну микротему, и выкладывают в личный кабинет студента. Затем мы готовим синхронную часть: презентации к вебинарам и домашние задания. Презентации для обеих частей делают эксперты. Им помогает педагогический дизайнер, который затем проводит финальную редактуру: методически выверяет и логически выстраивает контент.
Чтобы программа выглядела цельной не только содержательно, но и стилистически, мы даём вузу инструкции для видеосъёмок и шаблоны презентаций. В вузе может быть отдельный специалист или группа сотрудников, которые отвечают за подготовку материалов: записывают лекции и помогают с подготовкой презентаций. Если преподаватель работает самостоятельно, то может ориентироваться на рекомендации по структуре и оформлению из наших шаблонов.
Каждый год мы дорабатываем программу. Маркетологи смотрят, как проходил набор: получилось ли привлечь нужную аудиторию и достичь целевых показателей. Перед началом новой приёмной кампании они проводят повторный анализ рынка и исследуют, не изменились ли потребности аудитории. Это помогает актуализировать содержание учебной программы или изменить позиционирование.
Таким образом мы доработали совместную магистратуру «LegalTech: автоматизация юридических процессов» с НИУ ВШЭ. Изначально планировали готовить на ней специалистов по двум направлениям: LegalEngineer — разработчиков цифровых решений для юридической сферы, и LegalOps — специалистов по автоматизации юридических процессов. Но через полгода после запуска поняли, что программу нужно сузить. В основном на неё шли юристы, но им было сложно полностью переквалифицироваться в разработчиков.
Мы провели дополнительные интервью с экспертами и проанализировали требования работодателей. Оказалось, что чаще всего компании не ждут от LegalTech-специалистов глубоких знаний в разработке — им нужны юристы с базовыми навыками программирования, которые разбираются в IT-технологиях и умеют выстраивать процесс автоматизации. Поэтому мы решили сфокусировались на обучении LegalOps-специалистов.
Педагогические дизайнеры следят за аналитикой обучения. Они смотрят, как студенты осваивают материалы: какие задания не выполняют, какие пропускают или не проходят до конца. К новому набору такой контент меняют. Также педагогические дизайнеры оценивают работу экспертов: выясняют, вовремя ли они выполняли задачи, каких результатов добились их студенты и какой отзыв оставили о преподавателе.
Чтобы улучшить опыт текущего потока и доработать программу к следующему набору, мы собираем обратную связь от студентов. Не реже одного раза в семестр команда программы проводит ретроспективную встречу с учащимися, где собирает их впечатления от обучения и идеи по доработке программы. Вместе с вузом мы регулярно обмениваемся обратной связью на еженедельных планёрках, проводим опросы и общие встречи для преподавателей. Так все участники команды могут делиться опытом, советоваться с коллегами и высказать свои пожелания.
Ольга Елисеева
Начальник Управления качества образовательного процесса в ИТМО
Университет ИТМО уже давно работает в направлении IT. Отличительная черта этой сферы — скорость обновления и появления новых технологий. Поэтому образовательные программы, направленные на подготовку специалистов для IT-рынка, априори должны успевать за технологическим прорывом.
В Университете ИТМО мы определили протокол актуализации образовательной программы не менее чем через год. Это жизненный цикл одного курса подготовки, за который можно успеть не только обновить содержание, но и при необходимости внести корректировки в компетентностную модель выпускника. Такая позиция и общие ценности в образовании позволили нам спроектировать и настроить процессы реализации программы «Продуктовый дизайн» вместе с Нетологией.
Модель подготовки по этой программе обновляется ещё и потому, что мы оперативно собираем обратную связь от наших магистрантов и преподавателей и настраиваем программу с учётом их запросов и ожиданий.
Сотрудничество EdTech-платформы и вуза позволяет создавать программы, которые объединяют сильные стороны обоих партнёров: фундаментальное образование и прикладное обучение в онлайн-формате.
Процесс совместной работы над программой состоит из нескольких этапов. Необходимо:
В каждом конкретном случае эти процессы могут быть организованы по-разному и адаптируются под индивидуальные требования вуза. В результате появляются программы с углублённым обучением профессиям, которые отвечают актуальным потребностям студентов и запросам рынка труда.
Читать также
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши
Оксана Апрельская
Заместитель руководителя направления «Высшее образование» в Нетологии
The post
Оксана Апрельская, заместитель руководителя направления «
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
» в Нетологии, рассказывает, как команде удаётся соединять фундаментальные университетские знания с актуальными требованиями рынка и создавать образовательные программы вместе с вузами.Оксана Апрельская
Заместитель руководителя направления «Высшее образование» в Нетологии
Шаг первый: найти актуальную тему и выбрать партнёрский вуз
Онлайн-бакалавриаты и магистратуры Нетология реализует совместно с российскими вузами. От традиционных университетских программ они отличаются тем, что всё обучение здесь проходит дистанционно. При этом выпускники получают такой же диплом государственного образца, как и после окончания университета.
Создание таких программ начинается с исследования рынка. Продюсеры и маркетологи EdTech-платформы анализируют вакансии на сайтах по трудоустройству, существующие на рынке программы обучения, запросы пользователей, а также ориентируются на внутренние исследования Нетологии по разным направлениям обучения. Они смотрят, какие профессии пользуются спросом на рынке или станут востребованы в ближайшие годы, какие именно навыки и компетенции нужны работодателям. Мы не ограничиваемся диджитал-профессиями, но выбираем те, которым можно обучить в онлайне. Подходящие варианты ранжируем по востребованности и определяем приоритетные для запуска в ближайшем академическом году.
Для всех программ мы ищем такие специальности, которые требуют глубокого комплексного обучения.
В последние годы на российском рынке резко выросла популярность профессии UX/UI-дизайнера, которой ещё не обучали в вузах. Данные исследований вакансий и онлайн-курсов подтвердили её востребованность, но перечень требуемых навыков был слишком узким для программы высшего образования. Более краткосрочные и менее дорогие онлайн-курсы вполне могли обучить этой профессии, и магистратуре было бы сложно с ними конкурировать.
Мы решили создать для потенциальных студентов программу по продуктовому дизайну, которая помогает освоить более широкий набор навыков. Так появилась совместная магистратура с университетом ИТМО. Она включает в себя обучение UX/UI-дизайну и навыкам из разных направлений: менеджмента, исследовательской деятельности, аналитики и маркетинга.
После исследований мы приступаем к поиску будущего партнёра. На основе анализа рынка высшего образования и университетских рейтингов мы составляем список потенциальных кандидатов и отдаём приоритет вузам, которые завоевали доверие абитуриентов по интересующим нас направлениям. Обычно мы сами обращаемся к университету с предложением запустить совместную образовательную программу. Но бывает и наоборот — представитель вуза приходит к нам, и мы вместе подбираем тему, которую могли бы лучше всего реализовать в партнёрстве.
Дарья Гриц
Директор по цифровизации образования в МФТИ
Все знают, что поступить в МФТИ сложно, а удержаться ещё труднее, поэтому в основном отбор в нашу магистратуру проходят наши же бакалавры. Но вуз заинтересован в привлечении выпускников и из других университетов. Чтобы найти достойных кандидатов, нужен большой конкурс. Для этого о наших программах должно было узнать как можно больше потенциальных студентов, и мы искали партнёра, который мог бы обеспечить такой охват.
Нам предстояло стать одной командой и принять общий процесс разработки. Сложно представить сотрудничество без солидарности в использовании инструментов и подходов, поэтому от партнёра мы ждали продуктового подхода и умения применять лучшие практики в проектировании учебного опыта.
Мы стремимся, чтобы наши студенты получили необходимые компетенции, широкую сеть профессиональных контактов и в результате нашли работу мечты или начали исследовательскую карьеру. Но мы также хотим, чтобы люди унесли с собой образовательный опыт, который будет связан с тёплыми воспоминаниями и остался с ними на долгие годы. Нам было важно, чтобы партнёр разделял эту заботу и помогал внедрять сервисный подход в университете.
Исходя из этих критериев, мы обратили внимание на EdTech-компании — Нетология отвечала каждому из них. Платформа уже работала с программами высшего образования и помогала вузам усиливать их опыт практиками дистанционного обучения. Поэтому сегодня мы вместе реализуем программу онлайн-магистратуры «Финансовые технологии и аналитика» и совсем скоро запускаем новый набор.
Шаг второй: разделить обязанности между вузом и платформой
Основную работу по подготовке и реализации программы EdTech-платформа берёт на себя. При этом вуз и Нетология выступают как равноценные партнёры: каждый выполняет свои задачи, а основную часть мы делаем вместе. Обычно распределение обязанностей происходит таким образом ↓
Нетология
Общую концепцию и содержание программы мы формулируем вместе с университетом. Чтобы спроектировать программу, команда Нетологии проводит глубокое исследование рынка и собирает среди работодателей и экспертов информацию о требованиях к специалистам. Эти данные мы упаковываем в скиллсет — подробную схему, в которой систематизированы все профессиональные компетенции, знания и умения.
Так выглядит скиллсет финтех-аналитика: требования к специалисту сгруппированы в отдельные компетенции, которые, в свою очередь, разбиты на ключевые навыки. Рассмотреть схему ближе можно по
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
Готовый скиллсет проходит верификацию с экспертами рынка, бизнес-ментором и академическим руководителем будущей программы. Затем на его основе мы создаём матрицу компетенций и дополняем её согласно требованиям профессиональных и образовательных стандартов.
В матрице подробно описана каждая компетенция и составляющие её навыки. Знания и умения по отдельному навыку сформулированы в виде индикаторов и проранжированы по уровням
Матрица компетенций позволяет сформировать программу, спроектировать учебный план, содержание дисциплин и составить подробный портрет выпускника с перечислением всех необходимых ему знаний, умений и навыков для работы по профессии.
Нетология берёт на себя бóльшую часть работы по следующим вопросам ↓
- Продвижение программы: описывает достоинства программы для студентов, создаёт лендинги, занимается рекламой, проводит дни открытых дверей, собирает заявки и консультирует абитуриентов.
- Сопровождение студентов: отвечает на вопросы, следит за посещаемостью и помогает справиться с трудностями и найти индивидуальные пути решения проблем.
- Работа с индустриальными партнёрами: приглашает компании и экспертов, которые помогают с кейсами для практических занятий, проводят ознакомительные мероприятия, выступают в роли бизнес-менторов и преподавателей.
- Организация стажировок и помощь в трудоустройстве: вместе с индустриальными партнёрами и Центром развития карьеры помогает составить резюме и подготовиться к собеседованию, предлагает вакансии во время обучения и после него.
Университет
Университет проводит вступительные испытания и отбирает студентов, отвечает за административные вопросы и занимается оформлением необходимых документов. В конце обучения вуз проводит аттестацию и выдаёт диплом государственного образца.
Совместная работа
Обучение мы проводим совместно. Одну часть дисциплин — как правило, это базовые, фундаментальные предметы — берут на себя педагоги университета, а другую — практики рынка из экспертного сообщества Нетологии.
Так организованы совместные магистратуры с Высшей школой экономики: на программе по кибербезопасности за дисциплину «Криптографические методы защиты информации» отвечает вуз, а за «Программирование на Python» — Нетология; на программе по LegalTech «Математический анализ и статистику» ведут преподаватели университета, а «Ключевые технологии в LegalTech» — эксперты платформы.
Зачёты и экзамены по дисциплинам каждый партнёр принимает самостоятельно — после этого студента переводят на следующий семестр обучения.
Вместе с университетскими коллегами мы отслеживаем прогресс студентов, собираем обратную связь и дорабатываем программу.
В результате такого разделения задач нам удаётся соединить сильные стороны всех участников образовательного процесса: академическую базу вуза и наш практико-ориентированный подход и опыт работы в онлайне.
О том, как построен процесс обучения на совместных программах, мы рассказали в
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
.Ремезова Юлия
Директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ
Высокотехнологичная трансформация экономики требует от системы высшего образования кардинальных изменений: университеты должны подготовить выпускников, которые будут востребованы в цифровой среде.
Развитие НИУ ВШЭ неразрывно связано с переходом к цифровым технологиям и инструментам в образовании, с сохранением преимуществ классического университета и его академической школы. В последние годы вуз концентрируется на производстве очных онлайн-программ бакалавриата и магистратуры. Вместе с индустриальными партнёрами мы запускаем образовательные продукты, которые опираются на практику и отвечают на актуальные запросы рынка труда.
Сотрудничество университетов с образовательными платформами создаёт синергетический эффект: вуз получает маркетинговую поддержку, а также инструменты для масштабирования научно-исследовательских разработок и образовательных практик, а у EdTech-компании появляется возможность транслировать проверенный академический контент и повышать качество образовательных программ. Это удачный способ объединения академии и индустрии.
Шаг третий: распределить роли в командах
Преподавание
Вуз: педагоги
Нетология: эксперты
Каждый партнёр отвечает за свои учебные дисциплины и самостоятельно подбирает для них преподавателей. Университет со своей стороны назначает педагогов, которые готовы работать в онлайн-формате.
Для нас подбор преподавателя — важная часть проектирования каждой учебной дисциплины. Мы опираемся на компетенции, которыми должны обладать студенты после её изучения, и ищем экспертов, которые могут об этом рассказать. Отбираем их тщательно — у каждого должен быть профессиональный опыт в выбранной дисциплине и практика преподавания. Всех кандидатов согласовываем с вузом.
Содержание программы
Вуз: академический руководитель
Нетология: бизнес-ментор программы
Во главе каждой образовательной программы стоит академический руководитель, которого назначает университет. Он подбирает и согласовывает преподавательский состав, занимается разработкой концепции программы, встречается со студентами и помогает им сформулировать темы выпускных работ. Академические руководители наших программ вовлечены в процесс и заинтересованы в том, чтобы обучение студентов было эффективным. Поэтому в течение года мы регулярно проводим с ними совместные планёрки, где утверждаем учебные планы и обсуждаем текущие вопросы.
Со стороны Нетологии программу курирует бизнес-ментор. Это представитель индустрии с большим профессиональным опытом. Он выступает в качестве идеолога программы: вдохновляет студентов своим примером и может указать им вектор профессионального развития.
На этапах создания и доработки программы задача бизнес-ментора — оценить содержание и скорректировать его под требования рынка. Если эксперты при формировании списка компетенций высказывают разные мнения, бизнес-ментор помогает привести их к общему знаменателю. Он хорошо разбирается в сфере и может верхнеуровнево посмотреть на учебный план: оценить, какие навыки, подходы и инструменты более актуальны для рынка, что стоит добавить, а что лучше заменить.
Академический руководитель и бизнес-ментор встречаются на планёрках, но в целом каждый отвечает за свою часть. Результат их работы соединяют в программе методисты и педагогические дизайнеры.
Управление программой
Вуз: академический руководитель и проектный менеджер
Нетология: продюсер
Административной работой на стороне вуза чаще всего занимается тот же академический руководитель. Он координирует все процессы самостоятельно или передаёт решение отдельных задач в соответствующие подразделения университета. Иногда с организационными вопросами ему помогает проектный менеджер.
Со стороны Нетологии всем управляет продюсер. Он настраивает процессы и интегрирует членов команды в работу над программой с самого начала её разработки. Продюсер напрямую общается с проектным менеджером, учебно-производственным и методическим отделами, юридическим и другими подразделениями вуза. Он координирует решение финансовых вопросов, а также отбирает преподавателей для дисциплин Нетологии вместе с менеджером по работе с экспертами и педагогическим дизайнером.
Педагогический дизайн
Вуз: преподаватели и методисты
Нетология: педагогический дизайнер
В Нетологии вместе с продюсером работают педагогические дизайнеры. Они отвечают за эффективность программы, а именно за качественный материал и хорошо выстроенных учебный процесс. Для этого они работают над учебно-методическим обеспечением программы, контролируют производство контента на всех этапах и следят за ходом обучения.
Старший педагогический дизайнер проектирует всю программу: составляет скиллсет и матрицу компетенций, собирает учебный план и согласовывает его с вузом. За разработку конкретных дисциплин программы отвечают отдельные педагогические дизайнеры. Их задача — методически сопровождать экспертов, помогать им с упаковкой опыта в материалы курса, структурировать информацию и выстраивать учебный процесс.
Вместе с методистом вуза старший педагогический дизайнер синхронизирует работу преподавателей университета и Нетологии — это помогает избежать дублирования контента и обеспечить преемственность дисциплин. Ещё он даёт преподавателям и методистам вуза портрет студента, шаблоны презентаций и примеры видеоуроков — материалы, которые нужны для разработки контента для дисциплин.
Сопровождение
Нетология: команда сопровождения
Команда сопровождения Нетологии выступает службой единого окна для студентов. Она помогает создать комфортные условия в процессе обучения и успешно его завершить.
У каждого сотрудника в команде сопровождения свои функции:
- координатор отвечает на вопросы студентов и соединяет их с преподавателями;
- модератор отвечает за вебинары и помогает экспертам их вести;
- комьюнити-менеджер ведёт внеучебные коммуникации;
- тимлид контролирует все эти процессы.
В основном мы общаемся со студентами на платформах Discord и Slack: делимся еженедельными планами, полезными ссылками и инструментами для работы, напоминаем о предстоящих вебинарах, домашних заданиях и сроках сдачи работ. Стараемся помочь студентам в решении организационных вопросов, поддерживаем и мотивируем.
Команда сопровождения также отвечает за общение с представителями из бизнес-среды:
- менеджер по работе с экспертами подбирает преподавателей для дисциплин Нетологии;
- менеджер по индустриальным партнёрам организует стажировки и ищет новые компании и специалистов для участия в программах.
Подробнее о работе службы сопровождения можно прочитать в
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
.Высшее образование в Нетологии
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
- Бакалаврские и магистерские программы с ведущими вузами России
- Обучение онлайн с государственным дипломом очной формы
- Стажировки в компаниях-партнёрах, преподаватели-практики, помощь с трудоустройством
Шаг четвёртый: настроить работу двух команд
Существенную часть времени занимает организация работы между командами университета и Нетологии. Обычно, как и обучение на программе, все встречи проходят онлайн, но с коллегами из московских вузов мы иногда проводим их и в офлайне.
После подбора педагогического состава программы мы проводим общее собрание — аналог заседания кафедры. На нём синхронизируем работу преподавателей университета и экспертов Нетологии, чтобы для студента обучение было бесшовным. Нам важно, чтобы он ощущал целостность образовательного процесса.
Если оказывается, что содержание некоторых дисциплин сильно пересекается, организуем дополнительные встречи экспертов с преподавателями вуза. Они делят темы так, чтобы те не повторялись, а содержание дисциплин логично дополняло друг друга.
Шаг пятый: разработать и оформить учебные материалы
Весь учебный процесс проходит на онлайн-платформе. Мы стараемся организовать его в одном цифровом пространстве: на платформе Нетологии или вуза, — так студентам проще и удобнее учиться. Иногда по юридическим требованиям вуза нужно использовать сразу две площадки. В таком случае преподавание отдельных дисциплин проходит на разных платформах, но чтобы облегчить процесс, мы составляем для студентов наглядные схемы с указанием, где будет проходить каждая дисциплина.
Для подготовки материалов в Нетологии есть отдельный производственный цикл. Сначала мы обсуждаем программу дисциплины с экспертом и находим компетенции, которые должны получить студенты в процессе освоения. Затем определяем, какие видеолекции, вебинары и домашние задания помогут закрепить знания и развить нужные навыки.
Занятия включают видеолекции, вебинары и домашние задания для закрепления теории и практической отработки знаний по изученной теме
На подготовку всех материалов уходит 3–4 месяца. Сначала мы записываем асинхронную часть обучения: видеолекции, которые студенты могут смотреть в любое время. Снимаем их в студии или удалённо. Одно видео, как и лекция в университете, длится около двух часов. После записи его нарезают на несколько роликов по 10–15 минут, каждый из которых закрывает одну микротему, и выкладывают в личный кабинет студента. Затем мы готовим синхронную часть: презентации к вебинарам и домашние задания. Презентации для обеих частей делают эксперты. Им помогает педагогический дизайнер, который затем проводит финальную редактуру: методически выверяет и логически выстраивает контент.
Чтобы программа выглядела цельной не только содержательно, но и стилистически, мы даём вузу инструкции для видеосъёмок и шаблоны презентаций. В вузе может быть отдельный специалист или группа сотрудников, которые отвечают за подготовку материалов: записывают лекции и помогают с подготовкой презентаций. Если преподаватель работает самостоятельно, то может ориентироваться на рекомендации по структуре и оформлению из наших шаблонов.
Шаг шестой: переработать и актуализировать программу
Каждый год мы дорабатываем программу. Маркетологи смотрят, как проходил набор: получилось ли привлечь нужную аудиторию и достичь целевых показателей. Перед началом новой приёмной кампании они проводят повторный анализ рынка и исследуют, не изменились ли потребности аудитории. Это помогает актуализировать содержание учебной программы или изменить позиционирование.
Таким образом мы доработали совместную магистратуру «LegalTech: автоматизация юридических процессов» с НИУ ВШЭ. Изначально планировали готовить на ней специалистов по двум направлениям: LegalEngineer — разработчиков цифровых решений для юридической сферы, и LegalOps — специалистов по автоматизации юридических процессов. Но через полгода после запуска поняли, что программу нужно сузить. В основном на неё шли юристы, но им было сложно полностью переквалифицироваться в разработчиков.
Мы провели дополнительные интервью с экспертами и проанализировали требования работодателей. Оказалось, что чаще всего компании не ждут от LegalTech-специалистов глубоких знаний в разработке — им нужны юристы с базовыми навыками программирования, которые разбираются в IT-технологиях и умеют выстраивать процесс автоматизации. Поэтому мы решили сфокусировались на обучении LegalOps-специалистов.
Педагогические дизайнеры следят за аналитикой обучения. Они смотрят, как студенты осваивают материалы: какие задания не выполняют, какие пропускают или не проходят до конца. К новому набору такой контент меняют. Также педагогические дизайнеры оценивают работу экспертов: выясняют, вовремя ли они выполняли задачи, каких результатов добились их студенты и какой отзыв оставили о преподавателе.
Чтобы улучшить опыт текущего потока и доработать программу к следующему набору, мы собираем обратную связь от студентов. Не реже одного раза в семестр команда программы проводит ретроспективную встречу с учащимися, где собирает их впечатления от обучения и идеи по доработке программы. Вместе с вузом мы регулярно обмениваемся обратной связью на еженедельных планёрках, проводим опросы и общие встречи для преподавателей. Так все участники команды могут делиться опытом, советоваться с коллегами и высказать свои пожелания.
Ольга Елисеева
Начальник Управления качества образовательного процесса в ИТМО
Университет ИТМО уже давно работает в направлении IT. Отличительная черта этой сферы — скорость обновления и появления новых технологий. Поэтому образовательные программы, направленные на подготовку специалистов для IT-рынка, априори должны успевать за технологическим прорывом.
В Университете ИТМО мы определили протокол актуализации образовательной программы не менее чем через год. Это жизненный цикл одного курса подготовки, за который можно успеть не только обновить содержание, но и при необходимости внести корректировки в компетентностную модель выпускника. Такая позиция и общие ценности в образовании позволили нам спроектировать и настроить процессы реализации программы «Продуктовый дизайн» вместе с Нетологией.
Модель подготовки по этой программе обновляется ещё и потому, что мы оперативно собираем обратную связь от наших магистрантов и преподавателей и настраиваем программу с учётом их запросов и ожиданий.
Резюмируем
Сотрудничество EdTech-платформы и вуза позволяет создавать программы, которые объединяют сильные стороны обоих партнёров: фундаментальное образование и прикладное обучение в онлайн-формате.
Процесс совместной работы над программой состоит из нескольких этапов. Необходимо:
- Выбрать тему программы и партнёра.
- Разделить обязанности между вузом и платформой.
- Распределить роли в командах.
- Настроить работу команд.
- Разработать и оформить учебные материалы.
- Переработать и актуализировать программу.
В каждом конкретном случае эти процессы могут быть организованы по-разному и адаптируются под индивидуальные требования вуза. В результате появляются программы с углублённым обучением профессиям, которые отвечают актуальным потребностям студентов и запросам рынка труда.
Читать также
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
.Оксана Апрельская
Заместитель руководителя направления «Высшее образование» в Нетологии
The post
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
first appeared on
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
.
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация