Ques/Help/Req Как брифовать копирайтера, чтобы не пришлось переписывать за него

Calltouch

Member
Регистрация
07.10.2006
Сообщения
306
Реакции
0
Баллы
16
Возраст
46
Местоположение
Москва
Будем честны: не все копирайтеры умеют хорошо писать — как и не все врачи умеют хорошо лечить — се ля ви. Вероятность нанять непрофессионального автора очень высока, особенно если вы не знаете, как и где найти подходящего копирайтера.

Однако если вы сменили десяток специалистов, а никто так и не справился с работой, проблема, скорее всего, не в них, а в самой задаче. Точнее, в том, как она поставлена.

В этой статье аутсорс-редакция делится лайфхаками, чтобы вы могли разговаривать с копирайтерами на одном языке, получали прогнозируемый результат и перестали тратить время и деньги на плохой контент. Не забудьте забрать из статьи шаблон идеального брифа, образец редполитики и чек-лист по эффективным правкам.

linur.dj-million-stars-mix-2.5-scaled.jpg

Читайте также:


Без брифа не обойтись​


Работа над текстом начинается… нет, не с устного задания, а с письменного брифа. В нем нужно собрать всю информацию, которая понадобится копирайтеру, чтобы написать текст. Обязательно укажите:

  • Цель текста — ответьте на вопрос: что читатель должен сделать после прочтения этого материала? Например, читательница должна захотеть купить именно этот крем для лица.
  • Целевую аудиторию текста — не путайте с ЦА продукта. У продукта может быть несколько целевых групп, а у текста — только одна (например, женщины старше 25 лет, у которых жирная кожа).
  • Проблему ЦА, которую должен решить текст. Например, объяснить правила ухода за жирной кожей.

Референсы — добавлять их не обязательно, но полезно. Только вы знаете, какая подача в текстах и какой стиль письма вам нравятся. Вместо тысячи слов можно дать копирайтеру всего одну ссылку на понравившийся текст.


Референсы можно найти у конкурентов, но будьте аккуратны: не копируйте их тексты, а вдохновляйтесь. А тексты копирайтеров всегда проверяйте на антиплагиате — например, на text.ru. Источник: Stockking, ru.freepik.com.


Объясните копирайтеру все нюансы своего продукта. Часто тексты не получаются именно потому, что автор не до конца понимает, о чем пишет, или поверхностно разбирается в теме. Это относится в первую очередь к сложным техническим продуктам или узкопрофессиональным сферам.

Например, вы продаете каменную вату. Чтобы копирайтер смог написать качественный, интересный текст об этом, ему нужно рассказать, что такое каменная вата, какие у нее характеристики, где ее применяют, кто и зачем покупает.


А еще можно нанять копирайтера, который специализируется на вашей теме. Обычно работа таких специалистов стоит в разы дороже, и не во всех нишах есть такие профи, но порой игра стоит свеч. Источник: Freepik, ru.freepik.com


Опытный копирайтер должен сам попросить у заказчика письменный бриф, подробно обо всем расспросить. Однако заказчику бриф нужен не меньше, так как он:

  • увеличивает шансы на то, что результат совпадет с ожиданиями;
  • позволяет зафиксировать договоренности и при необходимости потребовать доработать текст, если копирайтер не учел все ваши пожелания.

Вот образец брифа, который мы просим заполнить наших клиентов. Вы можете адаптировать этот шаблон под свои задачи:

Техническое задание для редакции «Нужен текст»

ВопросПример ответа (на основе этой статьи)
Что нужноЭкспертная статья для публикации в блоге.
Цель текстаЧто читатель должен сделать после прочтения?Цель статьи — раскрыть нюансы взаимодействия копирайтера и заказчика. Объяснить, как брифовать и давать обратную связь. Рассказать, что к нам можно обращаться за консультацией и эффективными текстами, а также за глоссарием и редполитикой. Как проверим, получилось ли добиться цели? По количеству переходов с этой статьи на наш сайт.
Целевая аудитория текстаЭта статья для маркетологов и предпринимателей, которые используют тексты для продвижения бизнеса и недовольны работой копирайтеров.
Проблема ЦА, которую решит этот текстПроблема нашей ЦА — плохие тексты, из-за которых бизнес теряет деньги, а заказчик — время. Мы предлагаем инструменты для решения этой проблемы.
Какой текст нужен? О чем? В каком формате и где будет опубликован? Ставьте цель так, чтобы можно было проверить, достигли ли вы ее. Для кого вы пишете? Зачем целевой аудитории читать это?

При формулировке проблемы учтите, что проблема — это не просто желание, а то, что прямо сейчас мешает человеку жить.

Писать самому или «наговорить голосовым»​


Почему мы настаиваем на письменном брифе? Кажется, что гораздо проще все объяснить копирайтеру на словах, чтобы он сам заполнил ТЗ. Но так вы не решите проблему. И вот почему:

  • Экономия времени обманчива. Зачастую короткая встреча в Zooom, телефонный разговор или голосовые сообщения оборачиваются чередой дополнительных вопросов от автора. И это еще хорошо, если он захочет что-то уточнить, а может просто взять и написать на свой вкус.
  • Слышать — не то же самое, что понимать. Техническое задание, записанное копирайтером с ваших слов, скорее всего, придется не раз согласовывать. Люди воспринимают информацию по-разному и иногда делают неожиданные выводы.
  • Бриф помогает собрать в одном файле разрозненную информацию. Необходимость написать техническое задание позволяет лучше понять бизнес, посмотреть на продукт и аудиторию под конкретным углом.
  • Работа над техническим заданием помогает оценить объем и сложность проекта, а значит, спрогнозировать сроки выхода материалов.

Когда пытаешься услышать в длинном голосовом сообщении, обращаться ли к ЦА на «ты». Источник: Drazen Zigic, ru.freepik.com.


Заполняя бриф, вы демонстрируете свое уважение копирайтеру. Автору не придется переслушивать длинные записи встреч или голосовые сообщения — все необходимое будет у него перед глазами. Работа пойдет быстрее, а текст получится точнее. Это все — в интересах бизнеса!

Но что делать, если вам совсем не хочется писать, или времени хватает только на формулировку задач по телефону? Попросите копирайтера заполнить бриф с ваших слов и отправить вам на согласование.

Подробный план статьи: зачем он заказчику​


План статьи — это структура будущего текста, которая отражает его содержание. Это результат работы копирайтера с источниками и брифом. Еще не полноценный текст, но эскиз, на который стоит взглянуть заказчику.

Читаем план — прогнозируем результат​


Подробный план статьи нужен в первую очередь автору — это ориентир в работе, который помогает раскрыть тему и не забыть о пользе для читателей.

Подробный план страхует заказчика от неожиданного результата. Ваши замечания по плану помогут автору доработать структуру текста, убрать лишнее или раскрыть действительно важные подробности.

А что случится, если писать без плана? Возможно, все будет хорошо, но скорее вы получите текст, в котором:

  • тема не раскрыта;
  • структура нелогична;
  • акценты смещены;
  • польза неочевидна.

Небольшой текст или пост для соцсетей легко написать без предварительного плана, но для объемной статьи или лендинга он просто необходим. Подробный план позволяет заказчику оценить структуру, логику и содержание будущего материала.

Например, первый раздел этого текста на этапе планирования выглядел так:

Раздел 1: Без брифа не обойтись


Перечисляем вопросы, которые обязательно должны быть в брифе.

Рассказываем о пользе референса и необходимости объяснять продукт.

Приводим шаблон брифа, по которому работают в нашей редакции. Поясняем задачи каждого вопроса в ТЗ.

Подраздел 1.1: Писать самому или «наговорить голосовым»

Обосновываем, почему письменный бриф надежнее разговора или голосового сообщения.

Рассказываем, что делать, если заказчику некогда заполнить ТЗ.

Задание со звездочкой: редполитика и глоссарий​


Если вы работаете с одним копирайтером, то ответить на его вопросы о правильном написании того или иного термина будет нетрудно. Но чем крупнее бизнес, тем больше вам требуется текстов. И копирайтеров. Не запутаться в понятиях вам помогут редполитика и глоссарий.

Редакционная политика — это правила работы с текстом: от написания числительных до количества предложений в одном абзаце.

Глоссарий — это документ, в котором собрана вся терминология, принятая в вашей компании, с пояснениями. Например, вы можете запретить называть клинеров уборщиками, рассказать, что такое лапомойка и боннет-круг. Чем больше подробной и информации у копирайтера — что можно использовать, а что нет, — тем лучше.

Благодаря четкой редполитике и выверенному глоссарию качество и консистентность текстов не поменяются после того, как вы наймете нового автора. Консистентность — это однородность, которая позволяет статьям и постам выглядеть так, будто их написал один человек.

Эти правила распространяются и на ton of voice — манеру вашего общения с клиентами. Будет странно, если раньше в текстах вы были уважительными, обходились без панибратства, но вдруг стали дерзкими и перешли на «ты». Такие перемены снижают лояльность покупателей.


«У бренда сменился владелец? Их продукт остался прежним? Что я вообще теперь покупаю?» — такие мысли могут быть у клиента, когда вы неожиданно меняете ton of voice. Источник: Karlyukav, ru.freepik.com.

Молодому бизнесу и тем, кто редко заказывает статьи, составлять редполитику и глоссарий необязательно. Они нужны большим компаниям, делающим ставку на контент-маркетинг.

Мы в аутсорс-редакции «Нужен текст» разрабатываем редполитику, глоссарий и tone of voice по запросу и предоставляем эту услугу как разовую. Ее результатами компании могут пользоваться много лет.

А здесь вы можете посмотреть на другие примеры — это целый . Вдохновляйтесь!

Правки с пользой и без обид


Бриф, план, глоссарий и редполитика — лучшие аргументы в спорах о текстах. Эти документы «защищают» заказчика от автора, который не учитывает пожелания клиента и делает все, как ему вздумается. А копирайтера — от необходимости переписывать готовый текст целиком, потому что от него хотели другого.

Но правки неизбежны, даже если следовать всем правилам — это часть обычного рабочего процесса. Обратная связь нужна, чтобы сделать текст лучше. Осталось разобраться, как сделать финальное редактирование быстрым и безболезненным.

Что хотел сказать автор?​


Этим вопросом нужно задаваться всем, кто принимает текст. Сначала узнайте, почему копирайтер написал именно так, а не иначе, и только потом делайте выводы. Конечно, речь идет не о фактических ошибках, а о формулировках, стилистических приемах и примерах. Возможно, автор не смог с первой попытки донести мысль, но сама идея заслуживает внимания.

Не рубить сплеча — еще одно полезное правило. Вносить правки нужно в позитивном ключе: сначала похвалите то, что получилось, а потом делайте замечания. Вероятность того, что копирайтер доработает текст с душой, а не для галочки, будет гораздо выше.

Не забывайте отмечать удачные места — это поможет исполнителю понять, как писать для вас в будущем.

group-1550.png

Оптимизируйте маркетинг и увеличивайте продажи вместе с Calltouch

Правила для правок​


Даже если текст в целом вам нравится, наверняка возникнут замечания. Держите наш чек-лист эффективных правок. Он поможет расставить приоритеты и не упустить важное.

Чек-лист эффективных правок
  • Сверьте написанное с брифом или ТЗ. Если получилось совсем не то, скорее всего, источник проблем — в задании.
  • Прочитайте текст целиком. То, чего вам не хватило в начале, копирайтер мог объяснить позже.
  • Спросите у автора, почему он написал именно так. Возможно, ему не хватило фактуры. Лучшие тексты объединяют знания заказчика и навыки копирайтера.
  • Добавьте в описание правки желаемый результат. Плохая правка: «Мне что-то не нравится, перепишите как-то иначе». Полезная правка: «В тексте не хватает примеров, поэтому добавьте 3–5 ситуаций, в которых используется наш продукт».
  • Внесите все правки одновременно. Так и вы, и копирайтер увидите целостную картину, а финальный вариант текста будет готов быстрее. Это особенно важно, когда статью согласовывают несколько человек.
  • Сделайте правку, если уверены в ней, несмотря на разногласия с копирайтером. Только помните: в этом случае вы берете на себя ответственность за эффективность текста.

И напоследок напомним, что любое сотрудничество становится эффективнее благодаря хорошим человеческим отношениям. Вероятность того, что копирайтер учтет тактичные и аргументированные замечания в текущем и в будущих текстах, всегда высока. Если же вы проявите неуважение, то вам придется искать нового автора, а это задача не из легких.

Эффективный маркетинг с Calltouch
  • Анализируйте весь маркетинг и продажи в одном окне
  • Удобные дашборды и воронки от показов рекламы до ROI

platform
 
198 143Темы
635 114Сообщения
3 618 407Пользователи
hujnНовый пользователь
Верх