Успех онлайн-курса зависит от множества факторов, но есть принципы, несоблюдение которых с большой вероятностью приведёт к проблемам и потерям — временным, репутационным и финансовым.
Коллеги из
Редакция Медиа Нетологии
Одна из самых распространённых ошибок. Проявляется в желании не отвлекаться на разговоры с командой, тихонько и самостоятельно работать над курсом, максимально быстро разобраться с заказчиком, предметным экспертом.
В результате может быть недостаточно информации для разработки курса, команда неоднозначно понимает задачи проекта, методисту сложно прояснить цель заказчика и договориться с экспертом. Так возникает огромное количество потенциальных фейлов, начиная от задержки сроков сдачи проекта и заканчивая созданием курса, который никому не нужен.
Методист точно не должен работать молча на этапах:
Да и в целом здоровая коммуникация с командой избавляет от многих бед.
Развивать коммуникативные навыки вообще и делового общения в частности. Это совершенно точно пригодится методисту, потому что среди
Методист должен уметь объяснить заказчику или команде, почему в курсе используется то или иное решение, как оно помогает достичь результата. Его работа плотно связана с другими специалистами — продюсером, предметным экспертом, менеджером по продажам и так далее. Поэтому важно быть гибким. При этом методист должен быть достаточно чутким, чтобы вставать на позицию учащегося и помогать ему преодолевать сложности.
Для работы над собой будет полезно погрузиться в тему с помощью книг с практическими советами. В Медиа Нетологии как раз есть
Обычно методисту комфортно работать в одиночку: один на один с контентом проще, чем с командой, экспертом, заказчиком, учащимся. Такое особенно часто случается с методистами небольших проектов. Иногда о том, какая логика заложена в курс, знает только сам проектировщик.
Это плохо по двум причинам:
Наладить прозрачную систему проектирования и жизненного цикла курса. Создать и открыть план проекта для всех коллег, которые задействованы в производственном процессе. Это может быть большая общедоступная гугл-таблица, в которой описаны все курсы и занятия.
Так выглядит программа курса EdMarket «
В таблице указываем название модуля, тему и формат занятия, эксперта, какие знания получит учащийся и какими навыками овладеет, а также время на теорию, практику и дополнительные материалы в академических часах
Логику курса нужно описывать понятными словами, детализировать по каждому занятию и передавать заказчику или другим участникам проекта. А также договориться с коллегами и партнёрами, каким образом можно будет отслеживать изменения.
В
Программа курса «
Такое часто случается, когда методист держит в фокусе тот учебный контент, который у него уже есть. Например, когда пытается адаптировать материалы для очного обучения под онлайн-формат. Но в онлайне люди по-другому учатся, иначе получают обратную связь и взаимодействуют с образовательной средой и участниками учебного процесса.
Мы сталкивались с таким случаем: эксперт сразу записал видеокурс на основе своего контента из очных тренингов по мотивации. Попробовал продать — не купили. Оказалось, потому, что аудитории нужен был не такой контент, не в таком количестве, не в таком формате, не по такой цене. И в целом на эту тему много бесплатного материала. А ещё выяснилось, что ценность тренинга была вообще не в контенте, а в возможности собраться вживую.
Сначала продумать всю экосистему и только потом спросить себя, что из материалов можно использовать. Домашние задания, например, для онлайна точно надо адаптировать, а вот теорию можно переиспользовать, но важно дробить её на удобные фрагменты и адаптировать под мобильный формат обучения.
Ответ на главный вопрос обучения — что должно измениться после прохождения курса — поможет сформулировать главную учебную цель и каскадировать её до промежуточных. Тогда и появляются онлайн-курсы, проходя которые слушатели получают результат.
Конкретные формулировки о том, что будет уметь выпускник, могут выглядеть так:
В большинстве курсов без практики невозможно достичь результатов обучения. Можно посмотреть 10 видеорецептов бисквита, но не испечь ни одного — само по себе знание, как его испечь, не даст должного результата.
С другой стороны, когда мы даём только практику и не поясняем, почему всё работает именно так, можем натолкнуться на сопротивление взрослого учащегося. Его опыт будет толкать к тому, чтобы понять первопричину, источник, правила.
Поэтому методисты понимают, что в идеальном курсе теория и практика должны чередоваться. Однако всегда есть риск пойти по такому пути: создать теорию, а к ней подобрать практику и придумать домашние задания. В итоге могут получиться долгие занятия, на которых студенты засыпают, или затянутый курс, методист которого не может обосновать, зачем нужно то или другое занятие.
Держать фокус на практике, а именно на финальных и промежуточных учебных целях. На конкретных действиях или изменениях в поведении учащегося, которых мы ожидаем. Курс, выстроенный от результатов, будет более эффективным и с большей вероятностью приведёт слушателей к цели.
Принцип проектирования, при котором мы движемся от практики к теории, называют обратным дизайном (backward design). Для этого следует определить, какие навыки должны быть у выпускника и какая теория поможет их освоить. Обратный дизайн можно применять для всего курса или для отдельного занятия.
Приведём примеры из курса по спортивной ходьбе:
Если программа образовательного проекта содержит только теорию, например, это курс в письмах, который призван просто структурировать знания по теме, то можно обойтись без точек контроля вовсе.
Однако если речь о практико-ориентированном курсе, то необходимы не только практика и домашние задания с обратной связью, но и проверка усвоенных знаний. При этом делать для 8-часового курса или 2-дневного тренинга один оценочной тест, и тот в финале — не лучшая идея.
Это плохо для учащегося, поскольку во время обучения он не понимает, что у него получается, а что — нет. К тому же финальное испытание без промежуточных тренировок на небольших заданиях становится стрессом.
Когда финальный тест не сдан, и это отражено только в одной оценке, появляется непонимание, где именно проблемы и как их починить. Тут возникает необходимость вернуться к пройденному материалу и повторить его.
Кроме всего прочего, финальный тест, который включает в себя всё, что было в курсе, зачастую сильно перегружен и вызывает у студентов когнитивную перегрузку.
А методист по единому тесту не может оценить прогресс студента и провести профилактику, заранее заполнить пробелы в знаниях — что возможно, когда мы делаем промежуточные домашние задания.
Это плохо и для ведущего образовательного процесса, так как он не может своевременно скорректировать образовательную траекторию — добавить контент, пояснить сложную тему, дать время на отдых.
Чтобы не сливать весь контент в один сертификационный тест, при проектировании курса необходимо делать промежуточные домашние задания. Можно как проверяемые индивидуальные, так и автоматизированные тесты — они тоже хороши, и нет затрат на проверку.
Запомнить и отрефлексировать информацию также помогает выполнение заданий на самопроверку или на обсуждение в чате. Ещё можно демонстрировать студентам применение теории на кейсах и рассказывать истории.
Вопросы из теста на курсе для методистов онлайн-курсов
Если методист — поклонник большого финального тестирования, то лучше продумать задания для каждого модуля обучения. Так можно узнать, какую тему слушатели усвоили хорошо, а с какой возникли проблемы.
Необходимо помнить, что отбивка пройденного материала важна не только в конце занятий, но и между крупными смысловыми блоками. Промежуточные итоги лучше подводить в конце каждого логического фрагмента контента, каждой темы и модуля.
Проверочный тест — сложный формат онлайн-контента. Он может быть формирующим, то есть помогать новым знаниям усвоиться, и оценивающим, то есть делать срез знаний.
Создание теста ни в коем случае нельзя поручать людям, которые ранее не имели опыта в разработке. Иначе мы получим либо тест «для галочки», который проверяет интуицию учащегося, либо тест, который вызывает непонимание и негативную реакцию учащихся на некорректные вопросы и ответы.
Самостоятельно создавать тесты или ставить эту задачу опытному, внимательному и ответственному коллеге.
Главное, грамотно написать вопросы теста:
Учесть разные уровни знаний и опыта студентов действительно может быть сложно. При этом иногда у методиста нет возможности распределить людей в разные группы. Это связано с экономикой курса. Например, для рентабельности потока нужно 30 студентов, а набрать получилось 10 опытных и 20 новичков. Если мы планируем регулярно проводить вебинары, то дешевле обучить всех в одной группе, чем по отдельности. А для этого нужен одинаковый контент.
Кроме того, стоит учитывать расходы на маркетинг. Если продвигать два курса, а не один, стоимость привлечения повышается. То есть делать курс с разноуровневыми студентами — и занятиями — подталкивает риск собрать маленькие нерентабельные группы.
Вероятнее всего, результатом станет:
Чтобы слишком большой разброс не стал сюрпризом в момент старта обучения, нужно заранее оценить свою целевую аудиторию и её опыт — и уже с учётом этих данных разрабатывать продукт. Тут методисту пригодятся продюсерские скилы. А лучше — коллега-продюсер.
Как сформировать группу со сходным уровнем знаний и опыта:
Также выяснить уровень и распределить учащихся по группам поможет входная анкета. Если по ответам студентов одного курса и потока мы видим одновременно начинающих и продвинутых, то либо разделяем поток на две группы с разной программой и сопровождением, либо делаем внутри одного курса ступени. Тогда основная логика — для начального уровня, но ко всем занятиям идут дополнительные материалы и домашние задания для уже практикующих. С экономической точки зрения чаще всего выбирают второй вариант.
Курс
Да, спроектировать образовательную среду, создать экосистему вокруг курса и организовать поддержку учащегося во время обучения — это тоже задачи методиста. Перекладывать их на кого-то другого и отказываться принять тот факт, что в онлайн-обучении сопровождение особенно важно, — грубая ошибка.
Также методисту необходимо учитывать особенности обучения детей и взрослых. Последним сложнее даётся дистанционное получение новых знаний. У тех, кого мы сейчас называем взрослыми, есть богатый опыт очного обучения, но есть и предубеждения по поводу онлайна, также может совсем не быть опыта онлайн-обучения или он неудачный, что станет серьёзным препятствием. Это значит, что они чаще могут обращаться за помощью.
Ориентироваться на мотивацию и самочувствие будущих студентов. Важно, чтобы учащийся знал и ощущал, что во время обучения рядом будет человек, который в случае необходимости сможет помочь.
Это побуждает студентов доходить до конца и позволяет организаторам процесса собирать качественную обратную связь, которая поможет в дальнейшем развитии курса и программы.
Сопровождение начинается с первого занятия, на котором слушатель получает информацию:
Дальше в сопровождение включаются:
Слайд из презентации-знакомства студентов Нетологии с аспирантами и системой поддержки
Вопреки заблуждению некоторых начинающих методистов, онлайн-обучение не означает, что учащийся остаётся один на один с курсом. Ему важна не только техническая и мотивационная поддержка, но и регулярная обратная связь — что получается, а что нет, кто может помочь, что изучить дополнительно, как рассказать про обнаруженную ошибку.
Если фидбэка нет, у студента снижаются вовлечённость и стремление продолжать обучение. Это, в свою очередь, негативно влияет на метрики эффективности курса: индекс удовлетворённости, долю студентов, достигших с помощью обучения своих целей и завершивших его. Может возрасти отток студентов и количество возвратов.
Разработать систему сбора и анализа обратной связи от студентов, которая будет полезна обеим сторонам: студенту — поможет высказаться, проектировщику — завоевать лояльность студента и обратить внимание на уязвимые места или, наоборот, особенно удачные инструменты и материалы.
Способы принятия обратной связи от учащихся:
С помощью эмоджи можно оценить, например, впечатления от видеолекции
И не менее важно — научиться принимать и отрабатывать эту обратную связь. Она будет разной, иногда не очень приятной. Иногда объективно будет указывать на ошибки и недоработки методиста или системы сопровождения обучения. Но учащийся должен знать, что оставленный в анкете отзыв прочитан, предложение принято или хотя бы рассмотрено.
Наш мир постоянно меняется, генерирует новый контент и новые правила в экономике. Поэтому обучение становится непрерывным процессом длиною в жизнь. В такой меняющейся среде нельзя рассчитывать, что курс с первой попытки будет создан идеально и не потребует изменений в ближайшее время.
На курс будут влиять:
Осознать, что в разработке курса методисту придётся двигаться последовательными шагами, небольшими итерациями, иногда ошибаться — и постараться не падать при каждой ошибке в обморок.
Это настолько актуальная тема среди специалистов, что недавно после методического кофе-брейка в чате Гильдии методистов EdMarket мы провели мозговой штурм и сформулировали слоганы об отношении к ошибкам, которые могут придать смелости и вдохновить на поиск новых знаний. Вот лишь 10 из них:
Что методисту важно делать при разработке курса:
Читать также
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши
The post
Коллеги из
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
рассказали, с какими ошибками могут столкнуться методисты во время разработки курса и что делать, чтобы их не допустить.Редакция Медиа Нетологии
Не развивать в себе умение коммуницировать
Одна из самых распространённых ошибок. Проявляется в желании не отвлекаться на разговоры с командой, тихонько и самостоятельно работать над курсом, максимально быстро разобраться с заказчиком, предметным экспертом.
В результате может быть недостаточно информации для разработки курса, команда неоднозначно понимает задачи проекта, методисту сложно прояснить цель заказчика и договориться с экспертом. Так возникает огромное количество потенциальных фейлов, начиная от задержки сроков сдачи проекта и заканчивая созданием курса, который никому не нужен.
Методист точно не должен работать молча на этапах:
- снятия запроса с заказчика. В момент, когда методист ведёт переговоры с заказчиком в b2b-секторе, а заказчик объясняет, что бы он хотел получить от обучения сотрудников. И в момент исследования целевой аудитории, когда заказчик обучения и есть учащийся;
- передачи концепции программы в маркетинг и подготовки MVP курса — минимально жизнеспособный продукт. Здесь важно проследить, чтобы рекламные сообщения и фразы лендинга не расходились с реальностью, и получить обратную связь от маркетологов, которые изучают спрос на те или иные образовательные решения.
Да и в целом здоровая коммуникация с командой избавляет от многих бед.
Как этого избежать
Развивать коммуникативные навыки вообще и делового общения в частности. Это совершенно точно пригодится методисту, потому что среди
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
к специалисту этой профессии эмпатия, способность быть командным игроком и умение отстаивать свою точку зрения.Методист должен уметь объяснить заказчику или команде, почему в курсе используется то или иное решение, как оно помогает достичь результата. Его работа плотно связана с другими специалистами — продюсером, предметным экспертом, менеджером по продажам и так далее. Поэтому важно быть гибким. При этом методист должен быть достаточно чутким, чтобы вставать на позицию учащегося и помогать ему преодолевать сложности.
Для работы над собой будет полезно погрузиться в тему с помощью книг с практическими советами. В Медиа Нетологии как раз есть
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
изданий, способных помочь развить навыки общения всем, кому важно быть услышанным и научиться слушать. А закрепить знания можно, пройдя курс «
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
».
Хранить всю информация о логике курса только в своей в голове
Обычно методисту комфортно работать в одиночку: один на один с контентом проще, чем с командой, экспертом, заказчиком, учащимся. Такое особенно часто случается с методистами небольших проектов. Иногда о том, какая логика заложена в курс, знает только сам проектировщик.
Это плохо по двум причинам:
- если методист уходит из проекта, никто не понимает, как дальше развивать и поддерживать курс;
- даже если методист никуда не собирается уходить, другие участники проекта зависят от наличия у методиста свободного времени и желания отвечать на вопросы коллег.
Как этого избежать
Наладить прозрачную систему проектирования и жизненного цикла курса. Создать и открыть план проекта для всех коллег, которые задействованы в производственном процессе. Это может быть большая общедоступная гугл-таблица, в которой описаны все курсы и занятия.
Так выглядит программа курса EdMarket «
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
» для внутреннего пользования:В таблице указываем название модуля, тему и формат занятия, эксперта, какие знания получит учащийся и какими навыками овладеет, а также время на теорию, практику и дополнительные материалы в академических часах
Логику курса нужно описывать понятными словами, детализировать по каждому занятию и передавать заказчику или другим участникам проекта. А также договориться с коллегами и партнёрами, каким образом можно будет отслеживать изменения.
В
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
мы демонстрируем программу клиентам EdMarket:Программа курса «
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
»
Отталкиваться от контента, а не от целей обучения
Такое часто случается, когда методист держит в фокусе тот учебный контент, который у него уже есть. Например, когда пытается адаптировать материалы для очного обучения под онлайн-формат. Но в онлайне люди по-другому учатся, иначе получают обратную связь и взаимодействуют с образовательной средой и участниками учебного процесса.
Мы сталкивались с таким случаем: эксперт сразу записал видеокурс на основе своего контента из очных тренингов по мотивации. Попробовал продать — не купили. Оказалось, потому, что аудитории нужен был не такой контент, не в таком количестве, не в таком формате, не по такой цене. И в целом на эту тему много бесплатного материала. А ещё выяснилось, что ценность тренинга была вообще не в контенте, а в возможности собраться вживую.
Как этого избежать
Сначала продумать всю экосистему и только потом спросить себя, что из материалов можно использовать. Домашние задания, например, для онлайна точно надо адаптировать, а вот теорию можно переиспользовать, но важно дробить её на удобные фрагменты и адаптировать под мобильный формат обучения.
Ответ на главный вопрос обучения — что должно измениться после прохождения курса — поможет сформулировать главную учебную цель и каскадировать её до промежуточных. Тогда и появляются онлайн-курсы, проходя которые слушатели получают результат.
Конкретные формулировки о том, что будет уметь выпускник, могут выглядеть так:
- работать с Adobe Photoshop;
- по скрипту обзванивать клиентов;
- планировать своё время с помощью гугл-календаря.
Сначала создавать теорию, потом практику
В большинстве курсов без практики невозможно достичь результатов обучения. Можно посмотреть 10 видеорецептов бисквита, но не испечь ни одного — само по себе знание, как его испечь, не даст должного результата.
С другой стороны, когда мы даём только практику и не поясняем, почему всё работает именно так, можем натолкнуться на сопротивление взрослого учащегося. Его опыт будет толкать к тому, чтобы понять первопричину, источник, правила.
Поэтому методисты понимают, что в идеальном курсе теория и практика должны чередоваться. Однако всегда есть риск пойти по такому пути: создать теорию, а к ней подобрать практику и придумать домашние задания. В итоге могут получиться долгие занятия, на которых студенты засыпают, или затянутый курс, методист которого не может обосновать, зачем нужно то или другое занятие.
Как этого избежать
Держать фокус на практике, а именно на финальных и промежуточных учебных целях. На конкретных действиях или изменениях в поведении учащегося, которых мы ожидаем. Курс, выстроенный от результатов, будет более эффективным и с большей вероятностью приведёт слушателей к цели.
Принцип проектирования, при котором мы движемся от практики к теории, называют обратным дизайном (backward design). Для этого следует определить, какие навыки должны быть у выпускника и какая теория поможет их освоить. Обратный дизайн можно применять для всего курса или для отдельного занятия.
Приведём примеры из курса по спортивной ходьбе:
- Учебная цель: знать принципы правильной спортивной ходьбы — отличие от бега. Практика: пройти тестирование по спортивной ходьбе. Теория: определение, польза и особенности спортивной ходьбы.
- Учебная цель: выполнить норматив по спортивной ходьбе. Практика: пройти 1 000 метров в технике спортивной ходьбы. Теория: приёмы и техники спортивной ходьбы.
Пренебрегать промежуточными точками контроля
Если программа образовательного проекта содержит только теорию, например, это курс в письмах, который призван просто структурировать знания по теме, то можно обойтись без точек контроля вовсе.
Однако если речь о практико-ориентированном курсе, то необходимы не только практика и домашние задания с обратной связью, но и проверка усвоенных знаний. При этом делать для 8-часового курса или 2-дневного тренинга один оценочной тест, и тот в финале — не лучшая идея.
Это плохо для учащегося, поскольку во время обучения он не понимает, что у него получается, а что — нет. К тому же финальное испытание без промежуточных тренировок на небольших заданиях становится стрессом.
Когда финальный тест не сдан, и это отражено только в одной оценке, появляется непонимание, где именно проблемы и как их починить. Тут возникает необходимость вернуться к пройденному материалу и повторить его.
Кроме всего прочего, финальный тест, который включает в себя всё, что было в курсе, зачастую сильно перегружен и вызывает у студентов когнитивную перегрузку.
А методист по единому тесту не может оценить прогресс студента и провести профилактику, заранее заполнить пробелы в знаниях — что возможно, когда мы делаем промежуточные домашние задания.
Это плохо и для ведущего образовательного процесса, так как он не может своевременно скорректировать образовательную траекторию — добавить контент, пояснить сложную тему, дать время на отдых.
Как этого избежать
Чтобы не сливать весь контент в один сертификационный тест, при проектировании курса необходимо делать промежуточные домашние задания. Можно как проверяемые индивидуальные, так и автоматизированные тесты — они тоже хороши, и нет затрат на проверку.
Запомнить и отрефлексировать информацию также помогает выполнение заданий на самопроверку или на обсуждение в чате. Ещё можно демонстрировать студентам применение теории на кейсах и рассказывать истории.
Вопросы из теста на курсе для методистов онлайн-курсов
Если методист — поклонник большого финального тестирования, то лучше продумать задания для каждого модуля обучения. Так можно узнать, какую тему слушатели усвоили хорошо, а с какой возникли проблемы.
Необходимо помнить, что отбивка пройденного материала важна не только в конце занятий, но и между крупными смысловыми блоками. Промежуточные итоги лучше подводить в конце каждого логического фрагмента контента, каждой темы и модуля.
Поручать разработку тестов новичкам и стажёрам
Проверочный тест — сложный формат онлайн-контента. Он может быть формирующим, то есть помогать новым знаниям усвоиться, и оценивающим, то есть делать срез знаний.
Создание теста ни в коем случае нельзя поручать людям, которые ранее не имели опыта в разработке. Иначе мы получим либо тест «для галочки», который проверяет интуицию учащегося, либо тест, который вызывает непонимание и негативную реакцию учащихся на некорректные вопросы и ответы.
Как этого избежать
Самостоятельно создавать тесты или ставить эту задачу опытному, внимательному и ответственному коллеге.
Главное, грамотно написать вопросы теста:
- задавать только один вопрос;
- формулировать вопрос краткими предложениями;
- вопрос должен быть однозначным для понимания;
- вопрос должен быть кратким и логичным;
- лучше, если вопрос начинается с глагола;
- оптимально 3–5 вариантов ответов;
- неверные ответы должны быть основаны на типичных ошибках;
- все варианты ответов должны быть примерно одной длины;
- если в ответах используется повторяющееся слово, оно выводится в текст вопроса.
Допускать разный уровень учащихся в одной группе
Учесть разные уровни знаний и опыта студентов действительно может быть сложно. При этом иногда у методиста нет возможности распределить людей в разные группы. Это связано с экономикой курса. Например, для рентабельности потока нужно 30 студентов, а набрать получилось 10 опытных и 20 новичков. Если мы планируем регулярно проводить вебинары, то дешевле обучить всех в одной группе, чем по отдельности. А для этого нужен одинаковый контент.
Кроме того, стоит учитывать расходы на маркетинг. Если продвигать два курса, а не один, стоимость привлечения повышается. То есть делать курс с разноуровневыми студентами — и занятиями — подталкивает риск собрать маленькие нерентабельные группы.
Вероятнее всего, результатом станет:
- недовольство контентом — для новичков слишком сложно, для опытных слишком легко;
- резкие колебания мотивации в группе — одним скучно, другим непонятно;
- сложности для преподавателей в управлении группой.
Как этого избежать
Чтобы слишком большой разброс не стал сюрпризом в момент старта обучения, нужно заранее оценить свою целевую аудиторию и её опыт — и уже с учётом этих данных разрабатывать продукт. Тут методисту пригодятся продюсерские скилы. А лучше — коллега-продюсер.
Как сформировать группу со сходным уровнем знаний и опыта:
- определить уровень в позиционировании курса — для новичков он, или, наоборот, для опытных;
- прояснить типовой портрет потенциального учащегося с заказчиком обучения или через кастдев, то есть исследование целевой аудитории;
- разработать предварительное тестирование для диагностики уровня знаний учащихся и далее распределить в нужную группу или выстроить персональную образовательную траекторию.
Также выяснить уровень и распределить учащихся по группам поможет входная анкета. Если по ответам студентов одного курса и потока мы видим одновременно начинающих и продвинутых, то либо разделяем поток на две группы с разной программой и сопровождением, либо делаем внутри одного курса ступени. Тогда основная логика — для начального уровня, но ко всем занятиям идут дополнительные материалы и домашние задания для уже практикующих. С экономической точки зрения чаще всего выбирают второй вариант.
Методист онлайн-курсов
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
- Научитесь создавать качественные образовательные продукты
- Узнаете, как выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент
- Отработаете реальные задачи методиста, каждая из которых — кейс для портфолио
Не продумывать сопровождение обучения
Да, спроектировать образовательную среду, создать экосистему вокруг курса и организовать поддержку учащегося во время обучения — это тоже задачи методиста. Перекладывать их на кого-то другого и отказываться принять тот факт, что в онлайн-обучении сопровождение особенно важно, — грубая ошибка.
Также методисту необходимо учитывать особенности обучения детей и взрослых. Последним сложнее даётся дистанционное получение новых знаний. У тех, кого мы сейчас называем взрослыми, есть богатый опыт очного обучения, но есть и предубеждения по поводу онлайна, также может совсем не быть опыта онлайн-обучения или он неудачный, что станет серьёзным препятствием. Это значит, что они чаще могут обращаться за помощью.
Как этого избежать
Ориентироваться на мотивацию и самочувствие будущих студентов. Важно, чтобы учащийся знал и ощущал, что во время обучения рядом будет человек, который в случае необходимости сможет помочь.
Это побуждает студентов доходить до конца и позволяет организаторам процесса собирать качественную обратную связь, которая поможет в дальнейшем развитии курса и программы.
Сопровождение начинается с первого занятия, на котором слушатель получает информацию:
- об учебном пространстве — как и где будет проходить обучение, что делать, если не смогли зайти на платформу;
- об учебной логике — последовательность тем и почему слушатели будут изучать их именно в таком порядке;
- о подготовке к старту — что нужно сделать, найти, подключить, чтобы успешно стартовать;
- о времени на обучение — расписание занятий и где его отслеживать, сколько времени нужно уделить обучению в день и неделю, как часто проходят занятия, есть ли каникулы;
- о коммуникациях — где общаться с преподавателями и одногруппниками, как принято общаться, кто и как администрирует чат, как узнавать о том, что произошёл перенос, начался новый модуль, пора сдать дипломную работу;
- о поддержке — есть ли возможность задать вопросы индивидуально или только в общем чате;
- о домашних заданиях — какие требования к домашним заданиям и дедлайнам;
- о контенте — какие элементы контента есть в курсе, как ими пользоваться и сколько времени будет сохраняться доступ к материалам курса;
- о форс-мажорах — что делать, если отстали от группы, можно ли наверстать, перевестись.
Дальше в сопровождение включаются:
- администратор платформы, который организует контент и отвечает за информационные и мотивационные рассылки учащимся;
- модератор чата, который поддерживает активность в чате и отслеживает подъёмы и спады мотивации, помогает находить ответы на вопросы, запускает дискуссии;
- куратор группы, аспирант или тьюторы учащихся, которые контентно сопровождают курс, отвечают на вопросы по занятиям, проверяют домашние задания;
- преподаватели и эксперты, которые взаимодействуют на протяжении своего занятия.
Слайд из презентации-знакомства студентов Нетологии с аспирантами и системой поддержки
Игнорировать работу с обратной связью
Вопреки заблуждению некоторых начинающих методистов, онлайн-обучение не означает, что учащийся остаётся один на один с курсом. Ему важна не только техническая и мотивационная поддержка, но и регулярная обратная связь — что получается, а что нет, кто может помочь, что изучить дополнительно, как рассказать про обнаруженную ошибку.
Если фидбэка нет, у студента снижаются вовлечённость и стремление продолжать обучение. Это, в свою очередь, негативно влияет на метрики эффективности курса: индекс удовлетворённости, долю студентов, достигших с помощью обучения своих целей и завершивших его. Может возрасти отток студентов и количество возвратов.
Как этого избежать
Разработать систему сбора и анализа обратной связи от студентов, которая будет полезна обеим сторонам: студенту — поможет высказаться, проектировщику — завоевать лояльность студента и обратить внимание на уязвимые места или, наоборот, особенно удачные инструменты и материалы.
Способы принятия обратной связи от учащихся:
- лайки и эмоджи, которыми можно быстро оценить контент;
- анкеты промежуточной и финальной обратной связи, где можно высказаться по конкретному занятию, более детально подвести итоги обучения и поделиться впечатлениями в конце курса. Тут как раз можно измерять оценку удовлетворённости (CSI) и индекс лояльности (NPS), то есть готовность рекомендовать курс;
- контакты ведущих образовательного процесса на видном месте;
- задания на рефлексию во время обучения. Например, попросить учащихся поделиться инсайтом или написать эссе, что часто практикуют в Гарварде.
С помощью эмоджи можно оценить, например, впечатления от видеолекции
И не менее важно — научиться принимать и отрабатывать эту обратную связь. Она будет разной, иногда не очень приятной. Иногда объективно будет указывать на ошибки и недоработки методиста или системы сопровождения обучения. Но учащийся должен знать, что оставленный в анкете отзыв прочитан, предложение принято или хотя бы рассмотрено.
Запрещать себе ошибаться
Наш мир постоянно меняется, генерирует новый контент и новые правила в экономике. Поэтому обучение становится непрерывным процессом длиною в жизнь. В такой меняющейся среде нельзя рассчитывать, что курс с первой попытки будет создан идеально и не потребует изменений в ближайшее время.
На курс будут влиять:
- сроки и условия разработки;
- бюджет на создание первого прототипа (MVP);
- возможность или невозможность провести пилотный запуск и отработать ошибки до запуска первого набора учащихся;
- обратная связь от учащихся и подстройка курса под его целевую аудиторию, ведь кастдев не всемогущий и доработки всё равно проявятся;
- ситуация на рынке в выбранной для курса нише, в экономике страны и мира.
Как этого избежать
Осознать, что в разработке курса методисту придётся двигаться последовательными шагами, небольшими итерациями, иногда ошибаться — и постараться не падать при каждой ошибке в обморок.
Это настолько актуальная тема среди специалистов, что недавно после методического кофе-брейка в чате Гильдии методистов EdMarket мы провели мозговой штурм и сформулировали слоганы об отношении к ошибкам, которые могут придать смелости и вдохновить на поиск новых знаний. Вот лишь 10 из них:
- «Тестирование гипотезы» — вместо слова «ошибка».
- Ошибка — показатель наличия высоких стандартов.
- Люби свои ошибки, только они маяки на твоём пути.
- Научись ошибаться, чтобы смело идти вперёд.
- Ошибись сегодня, чтобы не ошибиться завтра.
- Отрицательный результат — тоже результат.
- Не ошибёшься — не углубишь знания.
- Ошибки — путь в глубину познания.
- Ошибайся. Ведь ты этого достоин
- 1 000 ошибок — и ты у цели.
Резюмируем
Что методисту важно делать при разработке курса:
- развивать свои коммуникативные навыки;
- делиться информацией о логике курса с командой и учащимися;
- отталкиваться от целей обучения при проектировании контента;
- проектировать курс по принципу обратного дизайна — от практики к теории;
- проектировать промежуточные практические работы и домашние задания;
- создавать тесты самостоятельно или ставить эту задачу опытному и ответственному коллеге;
- заранее оценивать свою целевую аудиторию и её опыт, чтобы не допускать разноуровневость группы и контента;
- тщательно продумывать сопровождение, ориентироваться на мотивацию и самочувствие будущих студентов;
- разработать систему сбора и анализа обратной связи от студентов, которая будет полезна обеим сторонам;
- позволить себе ошибаться.
Читать также
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
.The post
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
first appeared on
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
.