Демократия — власть народа, это особое явление европейской культуры и цивилизации, возникшее 2500 лет назад на маленьком клочке суши в Средиземном море, который назывался Элладой.
За эти 25 столетий демократия вошла в плоть и кровь большинства народов Европы и Северной Америки.
Хотя и тут были свои регрессы, откаты к диктатуре и тоталитаризму. Но для европейцев и североамериканцев демократия является органической частью национальных культур.
... в фильме “Серые волки”, посвященном событиям 1964 г. (заговор Политбюро ЦК КПСС против Хрущева), есть интересный эпизод: Никита Хрущев, уже чувствующий, что над ним нависает, высказал Анастасу Микояну все, что он думал о партии, Политбюро и товарищах. Ошарашенный Микоян лишь с пафосом спросил: “А как же социализм, Никита Сергеевич?”. “Социализм, Анастас, — в Швеции. А у нас — говно”, — ответил первый секретарь ЦК КПСС.
Швеция действительно дала пример цивилизованного европейского (а не большевистско-азиатского) социализма: мощная социальная защита всех подданных Его Величества короля (вам не только не дадут умереть от голода, но и не позволят опуститься до бедности, не говоря уже о нищете), жестокие правовые рамки для бизнеса (чтобы не наглел и не действовал во вред интересам общества), последовательная демократия и самые широкие свободы, справедливая и неподкупная судебная система, надежная защита прав человека. Швеция реализовала почти все социалистические лозунги, которые не сбылись в СССР и в тех странах, которые ему подражали. И всего этого достигли, не расстреляв ни одного человека, никого не раскулачив, не сослав в холодную Лапландию и даже сохранив монархическую форму правления.
Вполне социалистической страной (с точки зрения социальной справедливости и заботы о людях) можно назвать и Швейцарию.
Но чтобы ориентироваться на шведскую и швейцарскую модели социализма, надо иметь очень высокий уровень экономики, культуры и политической жизни. Бедные страны часто прельщаются действиями в стиле призыва Мао Цзедуна времен “великой пролетарской культурной революции”: “Десять лет упорного труда — десять тысяч лет счастья!”.
Жизнь еще раз подтверждает истину: нельзя сделать человека свободным внешне больше, чем он свободен внутренне. Демократию насадить нельзя, насадить можно большевизм, нацизм, диктатуру. Любой народ должен дозреть для демократии и избрать ее для себя. И если кто-то после такого выбора попытается лишить нацию свободы, вот тогда, и только тогда, другие демократические нации могут и должны помочь защитить демократический выбор.