Обсуждение Приметы милой старины

Pixe2020

Premium
Команда форума
Premium
Регистрация
04.02.2023
Сообщения
66 672
Реакции
45
Баллы
48
Native language | Родной язык
Русский
1676579995270612099.jpg



"Поэзия старого дворянского дома" (1912) Государственный Русский музей



Имя С. Ю. Жуковского было широко известно до революции, но в советское время о нем постепенно забыли. Однако работы его довольно часто используются при рассказах о «дворянских гнездах» и жизни усадеб. Польский художник бережно собрал для потомков те самые «приметы милой старины», которые еще при его жизни стали «уходящей натурой»



Станислав Юлианович Жуковский родился в 1873 году в селе Ендриховцы Гродненской губернии (сейчас это территория Беларусь) и был сыном польского дворянина, лишенного владений и дворянских прав за участие в Польском восстании 1863 года. Наказание, по воспоминаниям современников, сделало Юлиана Жуковского человеком замкнутым и нелюдимым. Искусством он не интересовался и увлечение сына живописью всячески порицал. Мать художника также была дворянского происхождения, имела прекрасное образование, в юности жила и училась в Париже. Увлечение сына искусством она наоборот поощряла. Во время учебы в Белостокском реальном училище его талант заметил и преподававший в нем художник Сергей Южанин. Южанин закончил Строгановское художественное училище, был молодой, но уже опытный художник, позже работавший в Италии, поэтому о работах учеников он мог судить со знанием дела. В то время Белосток входил в Российскую империю, сейчас это территория Польши. Белостокское реальное училище было довольно примечательным. Когда-то оно было гимназией, но после польского восстания, в котором принимали участие и некоторые ученики, в ней изменили программу, убрав польский язык и изучение католичества на польском языке, добавили технических предметов, что было актуально для промышленного города. Для иногородних студентов было предусмотрено проживание на квартирах при училище, за что вносилась существенная дополнительная плата. Режим учебы был близким к пансиону. То есть, если во многих других регионах в реальное училище часто шли те, чьи родители не могли платить за гимназию, то в случае с данным училищем речь шла о достаточно престижном по местным меркам учебном заведении с техническим уклоном.



После выпуска 17-летний Жуковский против воли отца поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил в 1901 году. Там его непосредственными наставниками были Л. Пастернак, В.А. Поленов и И.И. Левитан. Отец своеволие сына не простил и общаться с ним не хотел. Встретились они только много лет спустя. Жуковский-младший был известным художником, но Жуковский-старший по-прежнему называл его маляром. В 1897 году художник женился на учившейся в том же училище Александре Александровне Игнатьевой (это было одно из немногих училищ, куда принимали женщин). Супругу художника можно увидеть на картине «Печальные думы».


1676579995292217814.jpg



"Печальные думы" (1907) Ярославский художественный музей



Жуковский еще во время учебы активно принимал участие в различных выставках, включая выставки передвижников, и его работы хорошо продавались. Позже он участвовал в выставках «Мира искусства». В 1907 году Жуковский открыл в Москве двухгодичную художественную школу. В течении следующих 10 лет он сам в ней преподавал. Самые известные выпускники - Владимир Маяковский и театральный художник И.И. Нивинский. Обычно Жуковского называют импрессионистом. Сам художник против этого определения не возражал, но был категорически против сравнений с французскими мастерами. Он сетовал: «Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь свое лицо… Пора бросить раскрашивать русскую поэтическую, скромную природу в синьку и медянку, а русского человека в мулата с острова Таити… Нам это не идет, как не идет цилиндр Маяковскому и золотой лорнет Бурлюку!» Художник много путешествовал по центральной России, особенно часто бывал в Твери. Писал он преимущественно пейзажи, а главной темой на долгие годы стали дворянские усадьбы. Особенно интересовали его места, сохранившие старинные интерьеры, прежде всего Пушкинской эпохи.


1676579997224926835.jpg



"Под вечер. В заброшенной усадьбе" (1897) Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул



Жуковского можно назвать певцом старого дворянского быта. По этой причине его работы интересны не только с художественной точки зрения, но и с исторической. Их часто используют для иллюстраций к материалам о жизни дворян и дореволюционных интерьерах. Картины Жуковского пользовались большим успехом, их часто печатали на открытках и в журналах. В 1907 году он стал членом Союза русских художников.



В 1910-х у художника начался роман с ученицей его школы Софьей Павловной Кваснецкой. Ради нее развелся с первой женой. В 1917 году они поженились.


1676579996288872225.jpg



"Портрет С.П. Жуковской" (1916) Частное собрание



После революции Жуковский работал в Комиссии по охране памятников, помогал отбирать картины для музеев из национализированных частных коллекций, был членом Коллегии художников при Государственной Третьяковской галерее, участвовал в разработке планов по благоустройству Москвы. Но при этом его угнетало то, что творчество его самого в новой реальности оказалось неинтересно. Сначала он переехал в Вятку, где трудился в местном театре. В 1923 году он эмигрировал в Польшу. Первое время все складывалось для него удачно, однако в 1930-х разразился экономический кризис, и его творчество вновь стало невостребованным. Друзья, включая основоположника Соцреализма главы АХ Иосифа Бродского предлагали ему вернуться, но он не стал этого делать и остался в Варшаве. В августе 1944 он был арестован при подавлении Варшавского восстания, отправлен в концлагерь в Прушкуве, где и погиб. Большая часть написанных в Польше работ в итоге была утеряна.



Другие картины художника


1676579996222199976.jpg



«Весенний вечер» (1896 год)



В 1896 году полотно «Весенний вечер» приобрел П. М. Третьяков - большой успех для ученика.



******************************************


1676579996250372912.jpg



"Интерьер комнаты" (1910-1920)



********************************************


1676580001226960254.jpg



"Весенняя вода" (1898) Государственный Русский музей



*************************************************


1676580000290827124.jpg



"Лунная ночь" (1899) Государственная Третьяковская галерея



*******************************************


1676579998274350015.jpg



"Мартовский вечер" (1904) Частное собрание



************************************************


1676580001270939023.jpg



"Храм Рождества Богородицы. Звенигород" (1904) Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств



*****************************************


1676580001299844073.jpg



«Осенний вечер» (1905)



На картине «Осенний вечер» изображен дом в усадьбе Сигово в имении Колокольцевых на берегу озера Удомля.



******************************************


1676580000255516734.jpg



"Интерьер" (1910-е) Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



*********************************************


1676579999228321305.jpg



"Интерьер библиотеки помещичьего дома" (1910-е) Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан



***********************************************


1676580000229232108.jpg



"Праздник весны" (1911) Частное собрание



На данном полотне изображена Пасха. До праздника часто дома сажали цветы (чаще всего гиацинты), чтобы позже украсить ими праздничный стол. Ставили обычно не срезанные, а прямо в горшочках. При этом, вероятно, это не совсем праздничный стол, а стол, который ставили для гостей, которые приходили с поздравлениями в Светлое Воскресенье. Прийти поздравить родственников, друзей, коллег (и непременно начальство) было делом практически обязательным, хотя бы в качестве визита вежливости на полчаса. Для таких гостей ставили в стороне стол типа фуршетного. Часто отправляли гастрономические подарки, например, большой пирог, кулич, иногда свиной окорок. Все это повязывали бантиком.



*************************************************


167657999923255914.jpg



"Осень. Веранда" (1911) Государственный Русский музей



************************************************


167657999925844049.jpg



"Большая гостиная в Брасове" (1916) Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва



**************************************************


1676579999288985015.jpg



"Малая гостиная в имении Брасово" (1916)



Имение Брасово на момент написания картины принадлежало великому князю Михаилу Александровичу.


1676579997251368136.jpg



"Летнее утро. Усадьба Рождествено" (1918) Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник



******************************************


167658000223014475.jpg


1676580002250893654.jpg


1676579997290159104.jpg


167658000229277298.jpg



"Былое. Комната старого дома" (1912)



*********************************************


1676579998222766467.jpg



"Старая усадьба"



*********************************************


167658000321962368.jpg



Почтовая марка Республики Беларусь, 1998 год, репродукция картины С. Ю. Жуковского «Угловая гостиная»
 
197 947Темы
634 917Сообщения
3 618 386Пользователи
Grogus23Новый пользователь
Верх