News Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

4HD

Member
Регистрация
21.12.2003
Сообщения
176
Реакции
0
Баллы
16
Возраст
62
Рано или поздно о выпуске своей книги задумываются многие профессионалы своего дела.
О своём опыте работы над текстом, оформления, взаимодействия с издательствами и сервисами самиздата, а также об опыте продвижения подробно рассказывает автор шести книг нон-фикшн Вячеслав Макович.

Несколько книг Вячеслава входили в список бестселлеров на Озоне, а одна, написанная в соавторстве с Максимом Спиридоновым, стала победителем премии «Деловая книга года в России». Вячеслав также поделился шаблонами и примерами документов, которые могут пригодиться в процессе.



Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу


Вячеслав Макович

Стартап-трекер,
автор , преподаватель Нетологии



Благодаря каким книгам я получил описанный в материале опыт​



Сделай себе имя.
Построение личного бренда

Вячеслав Макович, Леонид Петров

Издательство «Питер», 2013 год


Одна из первых русскоязычных книг по личному брендингу.






Вячеслав Макович,
Игорь Дубинников, Павел Рыбаков

Сервис Ridero, 2017 год


Инструкция по поиску и реализации своего дела.






Вячеслав Макович

Сервис Ridero, 2018 год


Обновление первой книги по личному бренду, в результате которого появилась новая книга.







Максим Спиридонов,
Вячеслав Макович

Издательство «Эксмо», 2019 год


План создания и развития стартапов с понятным объяснением основных механик, шаблонами основных документов и сборником реальных бизнес-кейсов.

Победитель премии «Деловая книга года в России» (PwC, 2019).







Вячеслав Макович

Сервис Ridero, 2021 год


Издание для начинающих руководителей.







Вячеслав Макович

Сервис Ridero, 2021 год


Собрал свои жизненные принципы, инструменты для управления целями, решениями, эмоциями, советы по здоровью, личной эффективности, карьере, по поведению в сложных ситуациях и не только.






Зачем я выпускал книги​


Логичнее было бы начать эту статью с темы созревания идеи написания книги, но в моём случае единого алгоритма не было.

Первую книгу я решил издать просто потому, что очень захотел. Я сам много читал, публиковал статьи и кайфовал от процесса систематизации мыслей. А после случайного знакомства с редактором издательства вцепился в возможность выпуска своей книги — реализовал её с третьей попытки, в первых двух случаях темы оказались слишком узкими.

Вторую книгу я выпустил для систематизации своего опыта работы со стартапами и для развития личного бренда. Я тогда завершал работу в венчурном фонде, и у меня появились, с одной стороны, свободное время перед началом нового проекта, а с другой — желание закрыть жизненный этап выпуском книги.

Третью — когда понял, что перерос свою первую книгу и многое из неё мне уже не кажется таким актуальным. Изначально хотел просто обновить, но в итоге получилась новая книга.

Четвёртая книга была реализованной возможностью выпуститься в крупнейшем российском издательстве и поработать вместе с одним из лучших российских технологических предпринимателей — Максимом Спиридоновым.

Пятая — попытка лучше разобраться в менеджменте и желание снова систематизировать свой опыт перед переходом на новый этап профессиональной жизни. Вместе с верой в то, что существенная часть проблем окружающего мира связана с недостатком управленческих компетенций у руководителей.

Шестая книга стала отражением желания поделиться ценными, с моей точки зрения, идеями и оставить что-то после себя. Я давно собирал в дневниках различные мысли и жизненные уроки, но толчком послужило создание своей родословной. Пока изучал жизнь своих предков, подумал, что как было бы здорово, если бы они оставили свои мысли о главном.


Сложностей с идеями книг у меня не было. Каждый раз я понимал, что обладаю опытом в определённой сфере, которым хочется поделиться, и что этот опыт — как и практичный формат его представления — может быть полезен большому количеству людей.


Если такое понимание есть, можно смело начинать писать, а идеи по позиционированию и фокус на отдельных аспектах могут дорабатываться уже в процессе. Главное — запустить процесс.


Как я пишу книги​


Процесс работы над книгой у меня начинается задолго до формального старта. Я привык вести блокноты, куда записываю идеи, мысли, наработки и другую полезную информацию, структурированную по основным зонам разных интересов. Так что к моменту радостной встречи импульса написать книгу на какую-то тему и возможности выделить на это время у меня уже накапливается задел.

Целенаправленную работу над книгой рекомендую начать с понимания, кому и в чём будет полезно будущее творение, а также с осторожного анализа того, что уже есть на рынке. Осторожного — потому что можно зависнуть на чтении и откладывать переход к написанию своей книги.

Дальше стоит выделить ключевые идеи и знания, которые хочется донести до читателя, и структуририровать их в отдельные части и главы. Получившаяся структура в дальнейшем, скорее всего, претерпит изменения из-за появления новой информации или пересмотра своего опыта, но позволит сделать работу более системной.

Следующий этап — кропотливый процесс по фиксированию ключевых мыслей, по сбору материалов для каждой главы и написание нескольких тестовых глав — можно не по порядку, а тех, которые лучше пишутся. Я использую два гугл- документа: один для структурированного сбора материалов, а второй — чистовик, в котором пишу текст книги. Советую периодически скачивать документы, чтобы сохранять резервные копии.

С точки зрения работы над текстом у коллег по писательскому мастерству я видел только две работающие стратегии:

  • стараться ежедневно писать фиксированное количество страниц;
  • плотно посвятить книге несколько периодов по 2‒3 недели.

Обычно использую комбинированный вариант: выделяю несколько периодов, в которых работа над книгой занимает у меня большую часть дня, а в остальное время стараюсь добавлять хоть немного нового почти каждый день.


Результатом этого этапа станет начальная версия книги. До её появления лучше ориентироваться, в первую очередь, на создание текста, а не на его редактирование. Для последнего время придёт позднее.

В качестве следующего шага рекомендую отложить работу над книгой на некоторое время. Во время этой паузы точно появятся новые мысли, материалы и идеи по улучшению. Также будет здорово показать материал компетентным знакомым.

Потом стоит вернуться к процессу и выделить как минимум неделю — в идеале полные 7 дней — на сосредоточенную работу, чтобы:

  • добавить новый материал,
  • изменить старый,
  • удалить лишнее,
  • не спеша вычитать текст и ещё раз удалить то, что можно убрать без потери ценности.

Таких подходов к доработке может быть больше, чем два. Например, при создании «Стартапа на миллиард» их было два или три, а при создании «Ты. Пошаговое руководство по пониманию, управлению и развитию» их было существенно больше, в результате текущая версия книги примерно процентов на 30 отличается от изначального варианта.

Должно получиться не менее 3 авторских листов текста. 1 авторский лист = 40 000 знаков с пробелами.

Если выпускать книгу в издательстве, то следует ориентироваться на 6–10 авторских листов. Но не стоит гнаться за объёмом, пытаясь изложить на бумаге всё, что известно, — лучше держать фокус на выбранной теме.

Сколько времени понадобится для написания книги​


Всё очень индивидуально. Например, наша с Максимом Спиридоновым книга «Стартап на миллиард» от момента запуска работы до её выхода заняла чуть более полугода. Но мы начинали не с нуля: был большой набор материалов в виде методичек, постов, статей и прочего.

Работа над книгой «Ты. Пошаговое руководство по пониманию, управлению и развитию» у меня заняла более 2 лет, но я не спешил и часто откладывал работу на несколько месяцев.

Книгу «Результативный руководитель» я написал быстро, так как существенную часть материалов взял из своих тренингов для руководителей, в том числе на программах в Нетологии.

В целом написание книг у меня всегда занимает много времени. Я не верю, что можно создать «бестселлер за 2 недели», как это предлагают некоторые писательские курсы.

Процесс можно оптимизировать за счёт:

  • надиктовывания части текста с последующей транскрибацией — переводом в текст;
  • совместной работы с редактором;
  • привлечения соавторов.

Но глобальных обходных путей для создания качественного продукта нет.




Как издать книгу​


При наличии нескольких глав, чёткой структуры и понимания ценности книги — начинаем работу над её публикацией.

Расскажу про основные способы выпуска книги.

В издательстве за его счёт​


В сегменте деловой литературы я выделю несколько издательских домов, которые сотрудничают с российскими авторами: «Альпина», МИФ, «Эксмо» / «Бомбора», АСТ, «Питер», «Вильямс», «Феникс».

Выпуск книги в издательстве считается более престижным, обеспечивает книге хорошую дистрибуцию за счёт присутствия в книжных магазинах и гонорар автору — около 10% от отпускной цены издательства на печатные версии, которая, как правило, примерно в два раза ниже розничной цены в магазинах, а также 20–25% от доходов издательства от продажи электронных версий.

Чтобы начать переговоры, потребуется:

  • готовая книга или как минимум несколько полноценных глав;
  • описание книги или план-проспект книги, шаблон которого, как правило, предоставляется самим издательством. В плане-проспекте важно показать, что на книгу будет спрос, благодаря её ценности и усилий автора по продвижению. Стоит помнить, что каждая книга для издательства — это отдельный небольшой бизнес-проект.

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

Пример плана-проспекта по одной из моих книг



Первую книгу мне удалось издать только с третьей попытки: сначала редакторы издательства сказали, что тема слишком узкая, потом — что мы слишком неизвестные. Мы с соавтором добавили в книгу интервью с более именитыми специалистами — и книгу приняли.

В договоре с издательством важно обратить внимание на такие пункты, как:

  • срок передачи прав на произведение — лучше, если до четырёх лет;
  • права на переводы и аудиоверсии;
  • отчётность издательства по продажам;
  • условия возможного расторжения договора.

В издательстве за свой счёт​


Если написанная книга качественная, но у автора или соавтора нет большой лояльной аудитории или сильного личного бренда, в издательстве могут предложить выпустить книгу за свой счёт.

Стоимость зависит от издательства и формата книги, но, как правило, варьируется в промежутке от 300 000 до 700 000 рублей. При этом такой вариант не исключает получение гонорара, или роялти — около 10% от отпускной цены издательства, как и в предыдущем способе.

Через специальные издательские сервисы — «печать по требованию» (print on demand)​


Например, через или .

Несколько книг я выпустил через Ridero, потому что не смог опубликоваться в традиционных издательствах. Одна из таких книг потом преобразовалась в новую и выпущенную в издательстве, а одну я решил целенаправленно выпускать таким способом, потому что это быстрее, оставляет за мной права на текст, даёт возможность вносить правки и делать переводы на другие языки.

Вёрстка и размещение книги на площадках сервисов самиздата и в крупных интернет-магазинах — таких, как ЛитРес, Озон, Bookmate — будут бесплатными, но желательно предусмотреть расходы на редактуру, корректуру, дизайн обложки и при необходимости создание иллюстраций. Как правило, у меня на всё это уходило 10–20 тысяч рублей.

В издательских сервисах можно заказать небольшие тиражи печатных версий книги.

Пока моя самая продаваемая книга в Ridero — «Личный брендинг. Пошаговое руководство» с показателем 719 экземпляров:

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу




Для сравнения: минимальный тираж в традиционных издательствах составляет 2–3 тысячи физических копий.




Про предпечатную подготовку книги, которую не стоит пускать на самотёк​

Редактура и корректура​


Процесс итерационный: автор отправляет текст → его возвращают с правками и вопросами → автор дорабатывает — и иногда спорит. И так 3–4 раза.

Издательство предоставит редактора и корректора. В случае самостоятельного выпуска книги этих специалистов можно найти в издательских сервисах и на биржах типа YouDo. Если предложить исполнителю включить его имя в выходные данные книги, можно договориться о скидке.

Название книги​


На то, как будет продаваться книга, влияет её название. Оно должно быть броским — с формулировками помогут маркетологи издательства.

Например, мне как соавтору было больше по душе название «Digital стартап. Пошаговое руководство», но с точки зрения рынка однозначно выигрывает «Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса». Тем более эта цифра соответствовала стоимости Нетологии на момент написания книги, про создание которой наряду с другими примерами идёт речь.


Для меня идеальная структура названия — броское слово или словосочетание + понятное объяснение.

Дизайн обложки​


В отношении обложек я за броский минимализм: понятный заметный текст + крутой рисунок + великолепный цвет.

Для дизайнера составляю первичное ТЗ и накидываю референсы.

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

Пример моих референсов



Иногда я ещё сам рисую мокап, который дизайнер переводит в полноценную обложку. Для книги «Ты» вместе с ТЗ я сделал наброски, которые прекрасный питерский художник Илья Тихомиров превратил в стильную обложку. Это был первый случай, когда мне сразу понравилась работа дизайнера обложки:

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу




В большинстве случаев дизайнерам приходилось несколько раз переделывать свою работу.

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

Вот, например, какой пресной могла бы быть обложка «книги с зелёным единорогом» — «Стартапа на миллиард», если бы не наша с Максимом настойчивость


Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

Финальный вариант передней и задней обложки «Стартапа на миллиард»



Не нужно стесняться отправлять на доработку неидеальные версии. Обложку можно назвать лицом, по которому встречают книгу. Важно наличие понятной ценности, привлекающей внимание индивидуальности и соответствие содержанию.

Чтобы понять, как книга будет смотреться на фоне других книг, можно распечатать обложку на листе А5 и приложить её к другим книгам.

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

Вот как смотрится книга «Ты» — стенд на выставке non/fiction


Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

… и «Стартап на миллиард» — полка в магазине «Буквоед»


Иллюстрации​


Лучше когда они есть, а ещё лучше — когда они сделаны в едином стиле.

В книге «Твоя бизнес-идея» мы использовали образ черепашки в исполнении Дмитрия Козырева:

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу


А в «Стартапе на миллиард» пытались делать всё в формате нарочито аналоговых рисунков с диджитал-подтекстом. , а вот — иллюстрации по нему:

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу




Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу
Профессия

Иллюстрация
и рисование
с нуля​


  • Научитесь работать с Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Cinema 4D, создавать иллюстрации для книг, сайтов и мобильных приложений, делать современный иллюстративный плакат
  • Соберёте портфолио для работодателя из серии плакатов в одной тематике, иллюстрации в Cinema 4D, гибридной иллюстрации


Аудиоверсия​


У меня их две: для «Стартапа на миллиард» и «Ты». По объёмам продаж аудиоверсии книг близки к электронным текстовым.

В обоих случаях делали голосами авторов. «Стартап на миллиард» — студийная запись, 2 дня по 2–4 часа со стороны каждого автора. «Ты» — я делал сам, использовал хороший микрофон, акустический поролон для поглощения эхо и программу Audacity — для записи и редактирования с наложением музыки, удалением длинных пауз и лишних фрагментов. Процесс занял часов 10 в течение пары недель. Музыкальное сопровождение сочинил прекрасный композитор и музыкант Павел Андреев, за что ему отдельное спасибо.


Главные правила на этапе предпечатной подготовки книги:

  • самому быть проактивным: внимательно делать ТЗ, спрашивать, хвалить, благодарить, предлагать, настаивать на важных доработках;
  • стараться работать на начальном этапе с максимально короткими итерациями.

Сколько времени займёт выпуск книги​


Если работать с издательством, в лучшем случае это несколько месяцев, но советую рассчитывать примерно на полгода от момента подписания договора до выхода книги. Независимо от того, платит ли автор за выпуск книги или нет.

Рекомендую заранее договориться о плановой дате выхода. Её можно приурочить к старту делового сезона в начале осени и знаковым мероприятиям наподобие выставки non/fiction. А в процессе следует регулярно перепроверять, всё ли остаётся в силе.

Если публиковать самостоятельно, можно выпустить книгу за несколько недель.




Как я продвигал книги​


Чтобы книга продавалась, недостаточно её напечатать и выпустить — нужно её продвигать.

Почти в любой теме наблюдается избыток качественных произведений, поэтому для увеличения продаж следует проявлять активность. При сотрудничестве с издательством его специалисты по продвижению частично решат эту задачу, но в любом случае автор будет работать с ними в команде.

Среди множества инструментов продвижения выделю две категории ↓

Категория А — необходимый минимум: работа со своей аудиторией​


Продвижение в своих соцсетях. Лучше начинать до выхода книги, раскрывая ход творческого процесса и делясь новостями о прогрессе.

После выхода книги:

  • публикуем отрывки из неё,
  • делимся поступающими отзывами и текущими результатами по продажам,
  • сообщаем об акциях на книгу,
  • обмениваемся книгами с известными людьми.
Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

Моя аудитория особенно хорошо отреагировала на наш обмен книгами с Александром Цыпкиным (на Петербургском международном экономическом форуме)



Добавление ссылки на книгу в профили своих соцсетей и мессенджеров, в подпись в электронной почте, на визитку.

Рассказ о книге на публичных выступлениях. Например, на вебинарах в Нетологии я упоминаю о своих книгах, когда представляюсь в начале, и иногда дарю одну из книг в электронном виде самому активному участнику.

При наличии — использование своих информационных каналов. Телеграм-канал, рассылка, внутрикорпоративный портал и прочее.

Категория Б — необходимый минимум продвинутого автора, включая выход за рамки своей аудитории​


Сбор и публикация отзывов от лидеров мнения. Так, для «Стартапа на миллиард» мы собрали отзывы от основателя компании Gett Дэйва Вайсере, Оскара Хартманна, Аркадия Морейниса, Александра Горного и других знаковых людей стартап-тематики.

Выступления с презентацией книги на профильных мероприятиях и в книжных магазинах, где продаётся произведение. Например, одну из книг я презентовал в МШУ Сколково, где в то время преподавал мой соавтор, другую — на крупной выставке non/fiction и дважды выступал с презентацией книги в питерском «Буквоеде».

На презентациях в магазине оба раза участвовало не больше 20 человек, но в таких выступлениях есть дополнительные выгоды в виде рекламных плакатов в течение месяца, приоритетной выкладки в день мероприятия и дополнительного инфоповода для автора.

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

На презентации книги в Сколково
Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

Подписываю книги в «Буквоеде»



Создание и поисковая оптимизация сайта книги, где можно разместить полезные дополнительные материалы.

Вот примеры таких страниц для книг « » и « ».

Отправка книги на рецензию блогерам из соответствующей тематики и авторам книжных обзоров. Когда это делает издательство — получается хорошо. Когда самостоятельно — безрезультатно, но в любом случае попробовать стоит.

Публикации в СМИ. Например, в формате этой статьи, которая, возможно, побудит кого-то из читателей лучше познакомиться с моими книгами.

Обычно проще всего получать публикации с отрывками из только что вышедшей книги. О выходе «Стартапа на миллиард» написали в Forbes, Лайфхакер, Секрет Фирмы, Inc., Rusbase, E-xecutive.

Участие в тематических подборках и конкурсах. Например, «Деловая книга года», в которой мы победили.

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу




Контекстная и таргетированная реклама, реклама в целевых сообществах в соцсетях. Пробовал для нескольких книг, направляя аудиторию сразу на ЛитРес, но эффект не смог измерить, так как непонятно, какая часть продаж была с рекламы, правда, существенных всплесков продаж не увидел.

Такая реклама целесообразна на свою аудиторию: таргетинг на подписчиков в соцсетях и ретаргетинг на посетителей сайта. На более широкую аудиторию стоит делать, если книга — инструмент продаж продуктов или услуг автора.

Приоритетная выкладка и различные промоактивности в книжных магазинах. Об этом, как правило, договариваются через издательство.


Для наилучшего результата все перечисленные мероприятия должны быть частью единого плана продвижения, а не разовых разрозненных активностей.


Авторам, которые работают с традиционными издательствами, рекомендую напрямую общаться с местными маркетологами. Стоит провести начальную встречу с установлением амбициозной цели по продажам, дальнейшим составлением плана основных маркетинговых активностей. И дальше регулярно общаться, на начальном этапе — раз в 1–3 недели.

Автор также должен сам активно продвигать книгу, напоминать об этом представителям издательства и оперативно отвечать на их запросы и идеи.

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу

Пример плана продвижения, который я составлял совместно с издательством



Резюмируем​


Задумываться о книге стоит, если автор — признанный профессионал своего дела, обладающий полезным для многих опытом, которым он может поделиться в практичном формате.

Лучше заранее готовиться к старту работы над книгой, собирая идеи, материалы и другую полезную информацию.

Процесс работы над книгой состоит из нескольких этапов, включая анализ рынка.

Если говорить о стратегии написания книги, я использую такой: определяю несколько периодов, когда работа над книгой занимает большую часть дня, тогда как в остальное время добавляю хотя бы по чуть-чуть новой информации, но каждый день.

Издать книгу можно в издательстве — за его или свой счёт — и в сервисах самиздата. Последние хороши тем, что книгу там выпустить быстрее, при этом после публикации можно вносить правки и за автором остаются права на текст.

Стоит обратить особое внимание на предпечатную подготовку книги: редактуру и корректуру, название книги, дизайн обложки, создание иллюстраций и аудиоверсии.

По времени выпуск книги в издательстве займёт около полугода — от момента подписания договора до выхода книги. Через самиздат — несколько недель.

Недостаточно книгу только опубликовать — нужно её продвигать. В издательстве с этим поможет отдел продвижения, но в любом случае автор будет работать с ними в команде.




Читать также

Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу


Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу


Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу


Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу




Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши . Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к .



Личный опыт: как написать, издать и продвигать книгу


Вячеслав Макович

Стартап-трекер, автор , преподаватель Нетологии


The post first appeared on .
 
197 907Темы
634 877Сообщения
3 618 386Пользователи
Grogus23Новый пользователь
Верх