Обсуждение Газотурбинный кризис. Часть 1: Введение и советский период

Pixe2020

Premium
Команда форума
Premium
Регистрация
04.02.2023
Сообщения
66 672
Реакции
45
Баллы
48
Native language | Родной язык
Русский
Зависимость России от импорта газовых турбин и комплектующих — более 90%, в стране нет собственного производства турбин большой мощности, которые необходимы для работы современных ТЭЦ, газовых электростанций и газовых трубопроводов. Наложенные санкции перекрыли доступ к основным поставщикам газотурбинного оборудования. Как Россия попала в газотурбинную ловушку и как будет из нее выбираться? Разбираемся вместе.


1675106702180676932.jpg


Почему так важны газовые турбины?​



Энергетические турбины — паровые и газовые — используются в качестве приводов электрогенераторов. Турбины представляют собой валы с лепестками, предназначенные для преобразования входящих потоков газов в механическую энергию для движения электрогенератора. Различные турбины используются в электростанциях для обеспечения населения светом и теплом, в транспорте, кораблестроении, авиации, насосных станциях для перекачки углеводородов в трубопроводах и других отраслях промышленности.



Изначально газовые турбины существенно уступали паровым, но со временем КПД и мощность газовых турбин увеличивалась и к 80-м годам они начали серьезно конкурировать с энергетическими установками, использующими пар. Комбинирование паровой и газовой турбины, где высоко температурные выхлопные газы газовых турбин направляются в специальный котел-утилизатор, производящий пар, который направляется на паровую турбину, привело к появлению высокоэффективных комбинированных парогазовых установок (ПГУ). КПД таких установок существенно превышал КПД существовавших в то время тепловых и атомных станций.



Сегодня в России работают около 250 импортных газовых турбин — это, по данным Минэнерго, 63% от общего количества. В основном это изделия производства компаний Siemens, General Electric, Alstom, Mitsubishi. В нашей стране доля газовой энергетики равна 60% (по миру в среднем - около 25%), а КПД лучших газовых ТЭС не выше 35%, а у средних и того меньше. У ПГУ же этот показатель превышает 50%. Так что внедрение ПГУ - один из немногих путей технологического перевооружения российской энергетики.


Но основная проблема заключается в том, что Россия серьезно отстала в создании энергетических газовых турбин большой мощности - ключевого элемента ПГУ.

Производство газовых турбин в СССР​



В начале 1950-х годов быстрое расширение сырьевой базы для добычи природного газа и большой экономический эффект, полученный от его применения, со всей очевидностью выявили экономическую необходимость создания новой отрасли народного хозяйства – газовой промышленности.



В СССР разработка стационарных газовых турбин проходила по двум основным направлениям, в качестве:



  • приводов для компрессорных станций на газопроводах (Невский завод им. Ленина НЗЛ, Уральский турбомоторный завод)


  • энергетических установок для несения пиковых и полупиковых нагрузок (Ленинградский Металлический завод)


В СССР первые отечественные промышленные энергетические газотурбинные установки были выпущены в 1950-х. Эти установки ГТ-600-1,5; ГТ-700-4 мощностью 4 МВт (НЗЛ) и ГТ-12-3 мощностью 12 МВт с КПД 27% (ЛМЗ) были спроектрированы на умеренные начальные температуры газов (600–700°С). КПД первых установок были, как правило, ниже проектных из-за низких КПД компрессоров и турбин, повышенных утечек воздуха из трактов высокого давления, недостаточной эффективности регенерации.


Газоперекачивающие агрегаты (ГПА)​



Наиболее оптимальным оборудованием для компрессорных станций (КС) магистральных газопроводов стали газоперекачивающие агрегаты (ГПА), состоящие из центробежных высокооборотных нагнетателей с газотурбинным приводом.



В 1945 г. конструкторы Невского машиностроительного завода им. В.И. Ленина начали разработку первой газотурбинной установки, которая была изготовлена в 1947 г. В 1952 г. создается первая отечественная стационарная газовая турбина ГТ-600 мощностью 1,5 МВт, а в 1956 г. было построено уже шесть промышленных газотурбинных установок.


1676038567178026478.jpg



Осмотр первой газотурбинной установки, спроектированной главным конструктором С.М. Жербиным 1947 г.



В 1958 г. было начато производство газовых турбин и стационарных газотурбинных установок (ГТУ) ГТ-700-4 для магистральных газопроводов, что и определило основной профиль деятельности завода в последующие годы. ГТ-700-4 использовался в первых газоперекачивающих агрегатах (ГПА).



Опыт эксплуатации ГПА данного типа на компрессорных станциях газопровода Саратов - Москва выявил их крупные недостатки (спроектированная одновальная энергетическая газовая турбина не была приспособленна к переменным режимам работы нагнетателя на магистральном газопроводе), но подтвердил перспективность применения газотурбинного привода нагнетателей природного газа. Это способствовало созданию новых типов размеров приводных ГТУ и их массовому производству, что обеспечило возможность сооружения первых магистральных газопроводов большой протяженности.


1675954274151892343.jpg



Газотурбинный агрегат ГТ-700-4



Стремясь устранить выявленные недостатки, на Ленинградском металлическом заводе разрабатывался газоперекачивающий агрегат ГТН-9-750, в 2,5 раза превосходивший по производительности нагнетания и мощности установку ГТ-700-4. С 1960-х впервые примененная в ГТН-9- 750 схема с разрезным валом была принята как оптимальная во всех последующих газоперекачивающих агрегатах производства Невского машиностроительного завода.



В 1959 г. на вновь организованном Уральском турбомоторном заводе им. К.Е. Ворошилова конструкторский коллектив приступил к проектированию газоперекачивающего агрегата (ГПА) мощностью 6 тыс. кВт собственной конструкции. К концу 1962 г. образец этого агрегата (ГТ-6-750) был изготовлен, а с 1965 г. было развёрнуто его серийное производство на Невском машиностроительном заводе и Свердловском турбомоторном заводе.



Несмотря на более низкий КПД, агрегаты, имели существенные компоновочные преимущества, которые снижали капитальные и трудовые затраты при сооружении компрессорных станций с данными газоперекачивающими агрегатами. Создание новой производственно-технической базы конструирования и изготовления газотурбинных ГПА стационарного типа обеспечило эффективную конкуренцию и ликвидировало опасную с точки зрения технического прогресса монополию Невского завода.



В 1968 году – на НЗЛ начат серийный выпуск самых массовых в СССР газоперекачивающих агрегатов мощностью 10МВт – ГТК 10.


167604085819067266.jpg



В 1974 году на «Невском заводе» создается Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт турбокомпрессоростроения. Создается целая серия новых машин - разработан и изготовлен (взамен импортируемого) самый мощный в СССР газоперекачивающий агрегат нового поколения ГТН-25 мощностью 27,5 МВт, повышается мощность ГТК-10.



Однако выявленные в эксплуатации конструктивные недостатки агрегата ГТН-25, а главное технические сложности ремонта в условиях КС магистральных газопроводов, расположенных в труднодоступных районах Севера, не позволили перейти на крупносерийное производство ГПА нового поколения. Несмотря на это, применение данных газоперекачивающих агрегатов позволяло поддерживать экономику СССР путем их установки на экспортные газопроводы для транспорта газа, предназначенного европейским потребителям.


1676042970118277081.jpg



Монтаж газоперекачивающего агрегата ГТН-25. Компрессорная станция экспортного трубопровода Уренгой-Помары- Ужгород. Город Шемордан, Татарская АССР, РСФСР



В свою очередь, в 1983 году на Уральском турбомоторном заводе начато изготовление газоперекачивающих агрегатов ГТН-25-1. Несмотря на меньшее количество выпущенных агрегатов, их преимуществом являлся больший КПД по сравнению с ГПА аналогичной мощности производства Невского завода (31% против 25%). Впоследствии завод переквалифицировался на производство паровых турбин для парогазовых энергоблоков, конденсационных и теплофикационных турбин для паросиловых установок, судовых турбин для кораблей с атомной энергоустановкой.


Энергетические газотурбинные установки (ГТУ)​



История проектирования и производства ГТУ на Ленинградском Металлическом заводе (ЛМЗ) началась с 1957 г., когда была создана первая ГТ-12-3 мощностью 12 МВт с КПД 27%.



Результатом накопленного опыта при создании первой турбины явилось создание в 1959 г. новой серии ГТУ типа ГТ-25-700 мощностью 25 МВт с КПД 28%. Прогрессивные решения конструкторского бюро были внедрены в 1962 году в серии из 10 агрегатов ГТН-9-750. В 1967 году для Краснодарской ТЭЦ была изготовлена самая крупная в мире газотурбинная установка ГТ-100-750 мощностью 105 МВт с КПД 28%.


1675719606114757936.jpg



Конструкторы — создатели первых газовых турбин. Ленинградский Металлический завод. 1970 год



11 ноября 1973 г. вышло распоряжение Совета Министров СССР о строительстве филиала ЛМЗ. Предусматривалось создание корпуса газовых турбин с испытательным стендом и блока заготовительных цехов.



В 1979 году принят в эксплуатацию 1-й пусковой комплекс газовых турбин, который получил название завод «Турбоатомгаз». В этом названии отражена основная задача предприятия – выпуск газовых и паровых турбин, агрегатов для АЭС.


1676043400184679716.jpg



Завод Турбоатомгаз в 2000-х, ЛО, Новое Девяткино


Парогазовые установки ПГУ​



В России исследования комбинированных термодинамических циклов выполнены в ЦКТИ 1934 — 1940 гг. и продолжены в послевоенные годы. В 1944—1945 гг. в ЦКТИ А. Н. Ложкин разработал схему парогазовой установки со сгоранием топлива при постоянном давлении. Теоретические основы комбинированного парогазового цикла с высоконапорным парогенератором (ПГУ с ВПГ) были рассмотрены в работах ЦКТИ (А.Н. Ложкин, М. И. Корнеев, А.Э. Гельтман), что позволило повысить эффективность установки.



В основанном советским академиком новом Институте теоретической и прикладной механики СО АН СССР в Новосибирске по его же руководством ведется создание мощной энергетической экологически чистой парогазовой установки (ПГУ), которая могла стать основой экологически безопасных тепловых электростанций. Установка, разработанная под руководством С.А. Христиановича, при меньшем КПД позволяла существенно снизить расчетные затраты на производство электроэнергии на станции мощностью 1200 МВт. В 1965 году в институте завершалось сооружение уникального стенда ПГУ, представлявшего собой сложный дорогостоящий комплекс.


1675944039162522194.jpg



Сергей Алексеевич Христианович (в центре) с коллегами на стенде ПГУ



Однако, не доставшись его ввода в эксплуатацию, в 1965 году из-за нарастающих личных противоречий в отношениях с академиком М.А. Лаврентьевым, по настоянию которого он был отстранен от обязанностей заместителя председателя СО АН и выведен из Президиума СО АН, С.А. Христианович возвращается в Москву. Работы, выполненные коллективом ученых под руководством Христиановича в области экологически чистой энергетики, послужили толчком к активизации работ в этом направлении во всем мире и ПГУ получили распространение в странах Западной Европы и США.



В 1990 году на ГРЭС-3 заработала первая в России газотурбинная энергетическая установка парогазового цикла производства ЛМЗ — ГТЭ-150 мощностью 148 МВт с КПД 31%, после модернизации две ГТЭ-150 работают до сих пор.


Объем выпуска газовых турбин был небольшим, потому что основной акцент делался на серийное производство машин для паротурбинных энергоблоков. Это требовалось, чтобы обеспечить рекордные темпы ввода электрической и тепловой мощности, необходимой для развивающейся экономики страны.

1675720780130880405.jpg


Совместное предприятие ЛМЗ и Siemens​



С развалом СССР в Санкт-Петербурге году создается совместное предприятие по сборке из готовых компонентов энергетических газотурбинных установок Siemens V94.2. С этого момента ЛМЗ перестал производить собственные газовые турбины...



Продолжение следует...



Во второй части: СП ЛМЗ с Siemens, Крымский скандал, Санкции



Список литературы:

































  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГАЗОТУРБИННЫХ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВТекст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование» Хасанов Ильнур Ильдарович, Шакиров Руслан Азатович, Жильцова Анастасия Юрьевна, Каширина Дарья Алексндровна


  2. Исторические аспекты производства газоперекачивающего оборудования и обеспечение энергетической безопасностиТекст научной статьи по специальности «История и археология» Грибов Роман Викторович
 
197 947Темы
634 917Сообщения
3 618 386Пользователи
Grogus23Новый пользователь
Верх