- Регистрация
- 04.02.2023
- Сообщения
- 66 672
- Реакции
- 45
- Баллы
- 48
- Native language | Родной язык
- Русский
Панорама Углича в полпятого утра.
Прибытие в 2:11. Постельное? Не нужно.
Я подавил горестный вздох, но любые путешествия свыше 3 часов предпочитаю совершать на поезде, а не на машине.
Об этом решении я жалел весь следующий день, ибо кульбиты с бессонными ночами для меня остались где-то в кировской юности, наряду с дешевой газировкой, подборкой фильмов ужасов и квартирой друга, откуда свалили родители.
Углич повторил участь Костромы или Дубны - сразу несколько человек порекомендовали посетить древний город в Верхневолжье. До этого мы проезжали сей град лишь во время уютно-депрессивной поездки в Рыбинск, с которым Углич имеет много общего.
Красивый кремль, ГЭС, ряд интересных музеев… Продано!
…На перроне было свежо. Пахло детством в поселке - хвойный лес, железная дорога, какие-то полевые травы. Несмотря на достаточно северное географическое положение (57,5 градусов), в майских два часа ночи еще темновато. Поэтому попытавшись подремать на вокзале, отправился в город.
Путь пролегает через небольшой сосновый бор. В это время птицы сходят с ума, радуя своими трелями. Во время жизни в городе я предпочитаю звуки окружающего мира музыке или подкастам, но тут явно напрашивалось исключение.
Собираем крутые наличники - 1.
Ближайший магазин открывался в 8, интересующие меня музеи работали с 9.
Итак, вы в полувареном состоянии, спящем незнакомом городе и у вас куча свободного времени (но сил маловато). Что делать?
“Надо поесть. Круглосуточная шаурма на противоположном конце города? Отлично, самое время для променада”
Примерно через 40 минут я уже перекусывал лучшим деликатесом, к которому пристрастился за время работы в Гольяново.
Теперь по плану - посмотреть красивую набережную. Предварительная разведка показала, что там можно убить много времени ввиду протяженности маршрута.
Вид на ГЭС и шлюз.
Так и вышло, за пару часов прогулялся в северную часть города (ближе к часовому заводу). В целом, что более культурная часть набережной с оградками, фонариками и плиточкой, что более дикая в виде тропинка на высокой террасе - обе были приятны.
Институт маслоделия и сыроделия
Компанию мне составляют рыбаки, которых много встречается на обоих берегах реки.
Смотритель набережной. Котов очень много в городе!
В течение двух последующих часов занимался тем, что оценивал благоустройство центра города. Например, могу отметить прекрасные спортивные площадки и общую ухоженность парка рядом с кремлем (или это слово надо писать с большой буквы? Прошу обратной связи), а также локацию, окружающую музей гидроэнергетики.
Вид на территорию музея.
Постепенно прибавляется народа на улицах. Несмотря на выходной день, появляются собачники, утренние бегуны, дворники.
Рыбачья пастораль в центре города.
Утренняя тренировка периодически возвращает меня в наш знаменитый БАМ-трип, когда мы занимались воркаутом во всех городах, которые посетили.
В 9 часов вижу, что народ стал подтягиваться в музей гидроэнергетики. Всего я запланировал походы в два музея, но этот - важнее и крупнее. Каково было мое разочарование, когда мне сообщили, что без групповой, заранее организованной экскурсии впускают лишь трижды в день - в 11, 14 и 16 часов! Пришлось идти прохлаждаться далее.
Угличская ГЭС
Сфотографировал Угличскую ГЭС, одну из первых крупных гидроэлектростанций времен индустриализации. Говорят, что до строительства Волга здесь была настолько мелкой, что в межень можно было переходить вброд. После создания водохранилища глубина реки выше плотины около 23 метров, ниже - 3,5.
Что посмотреть? Ах да, кремль. Благо он тут рядом, идти минут 10 пешком.
Вид от кремля на Ростовскую улицу.
Церковь Царевича Димитрия на крови
Палаты угличских князей
В городском центре обилие различных лавочек с местными товарами: если вы полагаете, что это банальные сувениры и пищевые продукты, то ошибаетесь!
Углич - один из центров точного машиностроения Центральной России, ибо здесь расположен часовой завод (УЧЗ). Весьма уникальная специализация, хотя за качество и конкурентоспособность продукции я отвечать не могу.
Для справки: у меня есть китайские Daniel Klein и швейцарские Swatch, которые благополучно висят дома. Фитнес-браслет хоть и выглядит не так стильно, но стал уже неотъемлемым аксессуаром.
Пожарная каланча - это всегда фото на память.
Повсюду объявления о скупке антиквариата. Аналогичную ситуацию наблюдал в Костроме, а также небольших городках, которые спешат оседлать экономику туризма. Логика видится такой: старый город постепенно “прилизывает” городской центр (хотя бы его!) и стремится к презентации себя в качестве интересной дестинации. Для придания лоска “старины” необходимо значительное количество возрастных построек, как правило, религиозного характера (лучше всего сохранились именно они), а также, при возможности - открыть самобытные, как правило, частные, музеи. Т.е. так или иначе, старый городок превращается в хаб антиквариата, в котором проводится сортировка полезного хлама для нужд того или иного музея. Интересное поле для исследования.
Учитывая, какие оригинальные музеи можно найти в пределах “Золотого кольца”, то выглядит данная схема +- правдоподобно.
Смотритель кремля.
По поводу старины Угличу беспокоиться не приходится. Я вот люблю науку за то, что там нет нужды преклоняться перед авторитетами - никакая заслуга, регалия или статистика не дает иммунитета от ошибки. А с городами так не получается. Если вижу град из позапрошлого миллениума, то волей-неволей уже очарован самим возрастом. Постоянно стремишься отыскать артефакты этой древности, верифицировать историю десятков поколений в архитектуре, планировке города и в этосе местного населения, если это возможно.
Углич основан в 937 году.
Собираем крутые наличники - 2.
Странная подборка городов за последние полгода у меня: либо нечто действительно древнее (в данном контексте - старше Москвы, простите за мой москвоцентризм, я случайно - Муром, Псков, Рязань, теперь Углич), либо металлургическое (Екатеринбург, Верхняя Пышма, Выкса). Одна лишь Дубна выбивается из этой логики, впрочем,
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
.Открытая часть экспозиции музея.
К 11 часам подхожу в Музей Гидроэнергетики. 400 рублей, в целом - очень доволен как материальным наполнением музея, так и духовным наполнением от экскурсии. Многие вещи были известны, но вот несколько фактов, которые отметил для себя:
Для прохода судна со стороны водохранилища в однокамерном шлюзе не требуется работа насоса. Вода под напором поступает в шлюз, затем изолируется, спускается в сторону реки ниже плотины, одновременно с этим корабль достигает нужной высоты. Вероятно не очень корректно объяснил, проще это показать в живую.
Шлюзы не строятся в горной местности, используются судоподъемники. Честно говоря, вообще не задумывался на этот счет.
Ознакомился сYou do not have permission to view link please Вход or Регистрация. Оказывается, применяемые типы зависят от высоты падения воды. На равнинных ГЭС (к коим относится Угличская) используют поворотно-лопастные.
Я как-то в целом за последние три года преисполнился музеями различного пошиба, поэтому по ценнику зачастую можно многое сказать. Если стоимость в несколько сотен рублей, то вердикт таков - туристов полно, экспозиция поддерживается в хорошем состоянии, здание либо свежее, либо ремонтируется, в общем есть какие-то перспективы. Если стоимость очень низкая, то экспозиция скудная, а персонал всем своим видов выражает отношение “Видимо, вы настолько отчаялись, что решили к нам зайти?”. Исключений, к сожалению, если встречал, то очень мало.
Собираем крутые наличники - 3.
Но! Я тут не носитель истины в последней инстанции. Если есть исключения - пишите, готов к самостоятельному открытию или дискуссии.
Погода просто замечательная.
В который раз иду маршрутом музей гидроэнергетики - центр. Мне настоятельно советовали посетить музей тюремного искусства, хотя скажу прямо - даже если бы мне его НЕ советовали, я бы все равно посетил.
Сам музей - частный и маленький, всего пара помещений. Продолжительность экскурсии - минут 20, не больше. Билет - 200 рублей. Но даже такого скрягу, как я, стоимость ничуть не смутила.
Сразу оговорюсь, что съемка была платной (очень странный подход), поэтому самостоятельно я кадров не делал. Полагаю, что можно найти в сети.
Как только вы заходите, то вам кажется все предельно знакомым, но при этом вы никогда не обдумывали это специально. Как сериал “Улица разбитых фонарей” или капитал-шоу “Поле чудес” - почти никто целенаправленно не смотрел все выпуски, но прекрасно знают содержание. Так и здесь. “Марочки” - картины на простынях, разнообразные виды специальных игральных карт, настоящие произведения искусства из хлебного мякиша - все достаточно понятное, хотя и редко встречаемое в повседневной жизни. Если вы можете себя представить самую вычурную фарфоровую поделку, то знайте, что наверняка ее может повторить заключенный, владеющий ремеслом хлеболепки. Опять же - целая подборка заточек и самодельных бритв, кипятильников, чифирбаков, четок из дерева и пластика (пластик с зажигалок).
Особое впечатление произвела Сикстинская мадонна, которую заключенный выжигал по дереву. Делал он это с помощью раскаленного гвоздя (где он его нагревал?).
Второе помещение - макет камеры. Экскурсовод акцентировала внимание на “шубе” - неровных шероховатых стенах, которые уже канули в Лету в большинстве пенитенциарных учреждений. Раньше многие зэки во время разборок бились об эту стену, получая царапины, но смысл их возведения был совершенно в другом: они “глотали” звук и на них было сложно оставлять надписи. В общем, коммуникация или творчество пресекались. Кстати, один из манекенов на нарах сидит в обуви. Гид пояснила, что это - табу, но они пошли на такое лишь потому что… не было ступней у манекена, поэтому его пришлось “обуть”!
Когда ушли другие посетители, то пообщался с работником музея. Женщина преклонного возраста, ведущая экскурсию в таком нетривиальном месте, вынуждена иногда выражаться “по фене” - это выглядит самобытно и остро. Но при общении, естественно, ведет диалог как обычная старушка.
-Я так понимаю, “откинувшиеся” к вам тоже наведываются?
-Да, заходят. Вы знаете, порой их очень легко отличить по поведению. Например, в камеру они заглядывают, но при приглашении - не заходят. Рядом с некоторыми экспонатами кивают, порой дополняют мой рассказ какими-то комментариями.
Еще она рассказала, что частенько приглашает детей посидеть на нарах, а некоторые родители аккуратно поправляют - не “садиться, а присаживаться”. Важный нюанс, поймут не только лишь все ©
Я подумал, что вообще подобный контингент может экспозицию постоянно актуализировать и освежать.
-Вот эта “марочка” - реплика. Ее первоначальный экспонат был сделан заключенным, нарисована его дочь. Однажды эта самая дочь заходила к нам, увидела “марочку” и попросила основателя музея подарить ей оригинал (как я понял, с отцом связь она не поддерживала - прим.автора), на что мы согласились при изготовлении копии.
-Вообще много у вас туристов?
-Вы знаете, зависит от сезона. Вот сейчас теплоходы пошли, с теплоходов много. Мы даже расписание под них подстраиваем. Если теплоход уходит в 9 вечера, то и мы работать будем до половины девятого. Приходит в 9 утра - значит уже в 9 утра надо здесь быть. Музей частный, надо крутиться. Многие обижаются, мол цены высокие, экспонатов мало. Тоже стараешься без негатива объяснить ситуацию.
-А зимой меньше работы?
-Да, зимой мы лишь по 5 часов работаем. Немного гостей приезжает. А летом уж будь готов по 12 часов работать.
Не мог не поинтересоваться, много ли школьников посещает.
-Вы знаете, был определенный тренд у подростков на романтизацию тюремной жизни, эстетику А.У.Е. и прочее. Много к вам школьников ходит? Как с ними работаете?
-Стараемся объяснить, что хорошего мало. Неприхотливый быт, отвратительная еда, тесные помещения, плохие отношения. В общем, советуем не попадать сюда. Однако “чалиться на киче” порой приходится и людям невиновным (актуалочка, да - прим. автора), в России не зарекаются от двух вещей…
Как педагог я сделал определенные выводы. Например, что подобный музей обязателен к посещению пубертатных классов (8-9 например). А вот географ внутри меня пришел к совершенно иным умозаключениям!
Круизный теплоход справа по кадру.
Как минимум, я совсем запамятовал про теплоходные круизы! Поэтому объясняется столь непопулярное расписание поездов в данном направлении. С Москвы ходит лишь один транзитный поезд дальнего следования в неделю, на Рыбинск. С автобусами тоже не все так хорошо, хотя несколько рейсов в день регулярно выполняется.
Выходит, туризм здесь носит тоже сезонный характер, как на морском курорте, что весьма нетипично для средней полосы. Почему-то к этой идее я не приходил ни в Костроме, ни во Владимире, ни в Суздале или любом ином городе Золотого кольца. Вполне вероятно потому что там реки играют гораздо меньшую роль.
Собираем крутые наличники - 4.
Пообедал в кафе “Большая Волга”, которое находится тут же, рядом с пожарной каланчой. Мои постоянные читатели знают, что за уникальной кухней я не гонюсь и довольствуюсь рабоче-крестьянским меню.
Впрочем, обедал не только я.
Обратно добирался на “электричках” с пересадкой в Кимрах. По дороге отметил интересную особенность - все мосты вплоть до Савелово выполнены в едином стиле - арочные, бетонные. Суровая эстетика сталинского ампира, как и плотина Угличской ГЭС.
Эстетика провинции.
Итак, несколько соображений по городу, а также по путешествию в Углич в целом:
В Угличе хорошо прослеживаются разные эпохи: древний центр в виде отреставрированный кремля, окруженного застройкой эпохи классицизма; обширный частный сектор, который отделяет спальные микрорайоны от исторической дестинации, и милые душе родные панельки. Благоустройство городской среды можно описать одним выражением - “новации без реновации”. Т.е. здесь помимо того, что здесь привносят что-то новое (например, прекрасные детские и воркаут-площадки), не стремятся, например, реставрировать отдельные порушенные дома, которые потянут на архитектурные памятники XIX века. Или, хотя бы снести. Такая уж расстановка приоритетов. Т.е. проблем от излишков денег здесь нет - бордюры и плитка не перекладываются 4 раза в год, деревья не кронируют (или это не так бросается в глаза), не спешат поставить однотипные и примитивные пластиковые детские площадки в каждое “третье место”.
Отдельного внимания заслуживает работа с рекой. Все-таки хорошо сделанная набережная - это уже большой плюс небольшому городу. Разнообразия привносит наличие как обустроенной, так и дикой части. Т.е. по одной части можно и с девушкой под ручку прогуляться, а в другой - рыбу или шашлык пожарить с друзьями.
Выраженная “курортность”, “сезонность” города, связанная с Волгой. Разыгрываемая карта внутреннего туризма заставляет мелкий “экспортоориентированный” бизнес стягиваться к центру, в то время как внутренний бизнес - располагается на окраинах. Лакуна в виде серой полосы частной застройки заставляет задумать о том, насколько корректно вообще называть пространство города “городской средой”, если оно, зачастую, сельское.
Музеи, которые я посетил - отличные! Коллегам-педагогам советую взять на вооружение. Есть еще некоторые, которые привлекают внимание - музей великов/музей водки, которые могут быть интересны. Ну и конечно, хотелось бы экскурсию на часовой завод. Музей завода “Чайка” работает нерегулярно, если верить отзывам на Яндексе.
Численность населения убывает, но медленно для города такого размера. С 2000 года потеря в 15% - это еще по-божески. Гипотезы? Не могу сказать, что работа в сфере туризма, тем более с ярко выраженным сезоном, может удерживать местное население от переезда в сторону Рыбинска/Ярославля/Москвы. Другой вопрос - это работа на местных промышленных предприятиях: ГЭС, машиностроения и пищевки. На ГЭС работает 100 человек, если верить сотруднику музея, а пищевка, согласно тренду, была серьезно автоматизирована после переезда на рыночные рельсы при наличии капитала у владельцев. Неужели буст к экономике (и, получается, заякориванию) придало машиностроение? Учитывая “украинский фактор”, то сложная и многокомпонентная отрасль будет себя чувствовать прекрасно в течение долгого времени. Вообще это отдельное поле для исследования - как военные действия приводит к локальному ренессансу ОПК и легкой промышленности в Центральной России. И как это отражается на регионах в моменте.
Железнодорожная станция вынесена за пределы сплошной застройки. Неплохой критерий того, что поездом здесь пользуются нечасто. Поэтому добираться логичнее либо на личном автомобиле, либо автобусом. В сезон навигации советую совершить теплоходный круиз. Получается, что город вроде не так уж и далеко (всего 240 км), но добраться до него без личного авто - уже какая-то запредельная задача.
40 тысяч шагов, 40 часов без нормального сна.
Ночная шаурма, рассвет на набережной, два классных музея, монументальная ГЭС…
И снова горстка географических выводов.
Баллы? 3 из 5. Надо вернуться. Но уже транспортном поудобнее.
Меня можно почитать
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
Или послушать в
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
и
You do not have permission to view link please Вход or Регистрация
.