Обсуждение Углич - старо, красиво и запредельно близко

Pixe2020

Premium
Команда форума
Premium
Регистрация
04.02.2023
Сообщения
66 672
Реакции
45
Баллы
48
Native language | Родной язык
Русский
1684694696154670930.jpg



Панорама Углича в полпятого утра.



Прибытие в 2:11. Постельное? Не нужно.



Я подавил горестный вздох, но любые путешествия свыше 3 часов предпочитаю совершать на поезде, а не на машине.



Об этом решении я жалел весь следующий день, ибо кульбиты с бессонными ночами для меня остались где-то в кировской юности, наряду с дешевой газировкой, подборкой фильмов ужасов и квартирой друга, откуда свалили родители.



Углич повторил участь Костромы или Дубны - сразу несколько человек порекомендовали посетить древний город в Верхневолжье. До этого мы проезжали сей град лишь во время уютно-депрессивной поездки в Рыбинск, с которым Углич имеет много общего.



Красивый кремль, ГЭС, ряд интересных музеев… Продано!



…На перроне было свежо. Пахло детством в поселке - хвойный лес, железная дорога, какие-то полевые травы. Несмотря на достаточно северное географическое положение (57,5 градусов), в майских два часа ночи еще темновато. Поэтому попытавшись подремать на вокзале, отправился в город.



Путь пролегает через небольшой сосновый бор. В это время птицы сходят с ума, радуя своими трелями. Во время жизни в городе я предпочитаю звуки окружающего мира музыке или подкастам, но тут явно напрашивалось исключение.


1684694593224288517.jpg



Собираем крутые наличники - 1.



Ближайший магазин открывался в 8, интересующие меня музеи работали с 9.



Итак, вы в полувареном состоянии, спящем незнакомом городе и у вас куча свободного времени (но сил маловато). Что делать?



“Надо поесть. Круглосуточная шаурма на противоположном конце города? Отлично, самое время для променада”



Примерно через 40 минут я уже перекусывал лучшим деликатесом, к которому пристрастился за время работы в Гольяново.


1684694594234811753.jpg



Теперь по плану - посмотреть красивую набережную. Предварительная разведка показала, что там можно убить много времени ввиду протяженности маршрута.


1684694595242712582.jpg



Вид на ГЭС и шлюз.



Так и вышло, за пару часов прогулялся в северную часть города (ближе к часовому заводу). В целом, что более культурная часть набережной с оградками, фонариками и плиточкой, что более дикая в виде тропинка на высокой террасе - обе были приятны.


1684694592297544033.jpg



Институт маслоделия и сыроделия



Компанию мне составляют рыбаки, которых много встречается на обоих берегах реки.


1684694593295752625.jpg



Смотритель набережной. Котов очень много в городе!



В течение двух последующих часов занимался тем, что оценивал благоустройство центра города. Например, могу отметить прекрасные спортивные площадки и общую ухоженность парка рядом с кремлем (или это слово надо писать с большой буквы? Прошу обратной связи), а также локацию, окружающую музей гидроэнергетики.


168469459521398909.jpg



Вид на территорию музея.



Постепенно прибавляется народа на улицах. Несмотря на выходной день, появляются собачники, утренние бегуны, дворники.


1684694593259314718.jpg



Рыбачья пастораль в центре города.



Утренняя тренировка периодически возвращает меня в наш знаменитый БАМ-трип, когда мы занимались воркаутом во всех городах, которые посетили.



В 9 часов вижу, что народ стал подтягиваться в музей гидроэнергетики. Всего я запланировал походы в два музея, но этот - важнее и крупнее. Каково было мое разочарование, когда мне сообщили, что без групповой, заранее организованной экскурсии впускают лишь трижды в день - в 11, 14 и 16 часов! Пришлось идти прохлаждаться далее.


168469459526918927.jpg



Угличская ГЭС



Сфотографировал Угличскую ГЭС, одну из первых крупных гидроэлектростанций времен индустриализации. Говорят, что до строительства Волга здесь была настолько мелкой, что в межень можно было переходить вброд. После создания водохранилища глубина реки выше плотины около 23 метров, ниже - 3,5.



Что посмотреть? Ах да, кремль. Благо он тут рядом, идти минут 10 пешком.


1684694595295043532.jpg



Вид от кремля на Ростовскую улицу.


1684694596237810583.jpg



Церковь Царевича Димитрия на крови


16846945962749901.jpg



Палаты угличских князей



В городском центре обилие различных лавочек с местными товарами: если вы полагаете, что это банальные сувениры и пищевые продукты, то ошибаетесь!



Углич - один из центров точного машиностроения Центральной России, ибо здесь расположен часовой завод (УЧЗ). Весьма уникальная специализация, хотя за качество и конкурентоспособность продукции я отвечать не могу.



Для справки: у меня есть китайские Daniel Klein и швейцарские Swatch, которые благополучно висят дома. Фитнес-браслет хоть и выглядит не так стильно, но стал уже неотъемлемым аксессуаром.


1684694596297112266.jpg



Пожарная каланча - это всегда фото на память.



Повсюду объявления о скупке антиквариата. Аналогичную ситуацию наблюдал в Костроме, а также небольших городках, которые спешат оседлать экономику туризма. Логика видится такой: старый город постепенно “прилизывает” городской центр (хотя бы его!) и стремится к презентации себя в качестве интересной дестинации. Для придания лоска “старины” необходимо значительное количество возрастных построек, как правило, религиозного характера (лучше всего сохранились именно они), а также, при возможности - открыть самобытные, как правило, частные, музеи. Т.е. так или иначе, старый городок превращается в хаб антиквариата, в котором проводится сортировка полезного хлама для нужд того или иного музея. Интересное поле для исследования.



Учитывая, какие оригинальные музеи можно найти в пределах “Золотого кольца”, то выглядит данная схема +- правдоподобно.


1684694597231428046.jpg



Смотритель кремля.



По поводу старины Угличу беспокоиться не приходится. Я вот люблю науку за то, что там нет нужды преклоняться перед авторитетами - никакая заслуга, регалия или статистика не дает иммунитета от ошибки. А с городами так не получается. Если вижу град из позапрошлого миллениума, то волей-неволей уже очарован самим возрастом. Постоянно стремишься отыскать артефакты этой древности, верифицировать историю десятков поколений в архитектуре, планировке города и в этосе местного населения, если это возможно.



Углич основан в 937 году.


1684694597265398920.jpg



Собираем крутые наличники - 2.



Странная подборка городов за последние полгода у меня: либо нечто действительно древнее (в данном контексте - старше Москвы, простите за мой москвоцентризм, я случайно - Муром, Псков, Рязань, теперь Углич), либо металлургическое (Екатеринбург, Верхняя Пышма, Выкса). Одна лишь Дубна выбивается из этой логики, впрочем, .


168469459821733379.jpg



Открытая часть экспозиции музея.



К 11 часам подхожу в Музей Гидроэнергетики. 400 рублей, в целом - очень доволен как материальным наполнением музея, так и духовным наполнением от экскурсии. Многие вещи были известны, но вот несколько фактов, которые отметил для себя:



  1. Для прохода судна со стороны водохранилища в однокамерном шлюзе не требуется работа насоса. Вода под напором поступает в шлюз, затем изолируется, спускается в сторону реки ниже плотины, одновременно с этим корабль достигает нужной высоты. Вероятно не очень корректно объяснил, проще это показать в живую.


  2. Шлюзы не строятся в горной местности, используются судоподъемники. Честно говоря, вообще не задумывался на этот счет.


  3. Ознакомился с . Оказывается, применяемые типы зависят от высоты падения воды. На равнинных ГЭС (к коим относится Угличская) используют поворотно-лопастные.


Я как-то в целом за последние три года преисполнился музеями различного пошиба, поэтому по ценнику зачастую можно многое сказать. Если стоимость в несколько сотен рублей, то вердикт таков - туристов полно, экспозиция поддерживается в хорошем состоянии, здание либо свежее, либо ремонтируется, в общем есть какие-то перспективы. Если стоимость очень низкая, то экспозиция скудная, а персонал всем своим видов выражает отношение “Видимо, вы настолько отчаялись, что решили к нам зайти?”. Исключений, к сожалению, если встречал, то очень мало.


1684694598227311747.jpg



Собираем крутые наличники - 3.



Но! Я тут не носитель истины в последней инстанции. Если есть исключения - пишите, готов к самостоятельному открытию или дискуссии.


1684694598263759963.jpg



Погода просто замечательная.



В который раз иду маршрутом музей гидроэнергетики - центр. Мне настоятельно советовали посетить музей тюремного искусства, хотя скажу прямо - даже если бы мне его НЕ советовали, я бы все равно посетил.



Сам музей - частный и маленький, всего пара помещений. Продолжительность экскурсии - минут 20, не больше. Билет - 200 рублей. Но даже такого скрягу, как я, стоимость ничуть не смутила.



Сразу оговорюсь, что съемка была платной (очень странный подход), поэтому самостоятельно я кадров не делал. Полагаю, что можно найти в сети.



Как только вы заходите, то вам кажется все предельно знакомым, но при этом вы никогда не обдумывали это специально. Как сериал “Улица разбитых фонарей” или капитал-шоу “Поле чудес” - почти никто целенаправленно не смотрел все выпуски, но прекрасно знают содержание. Так и здесь. “Марочки” - картины на простынях, разнообразные виды специальных игральных карт, настоящие произведения искусства из хлебного мякиша - все достаточно понятное, хотя и редко встречаемое в повседневной жизни. Если вы можете себя представить самую вычурную фарфоровую поделку, то знайте, что наверняка ее может повторить заключенный, владеющий ремеслом хлеболепки. Опять же - целая подборка заточек и самодельных бритв, кипятильников, чифирбаков, четок из дерева и пластика (пластик с зажигалок).



Особое впечатление произвела Сикстинская мадонна, которую заключенный выжигал по дереву. Делал он это с помощью раскаленного гвоздя (где он его нагревал?).



Второе помещение - макет камеры. Экскурсовод акцентировала внимание на “шубе” - неровных шероховатых стенах, которые уже канули в Лету в большинстве пенитенциарных учреждений. Раньше многие зэки во время разборок бились об эту стену, получая царапины, но смысл их возведения был совершенно в другом: они “глотали” звук и на них было сложно оставлять надписи. В общем, коммуникация или творчество пресекались. Кстати, один из манекенов на нарах сидит в обуви. Гид пояснила, что это - табу, но они пошли на такое лишь потому что… не было ступней у манекена, поэтому его пришлось “обуть”!



Когда ушли другие посетители, то пообщался с работником музея. Женщина преклонного возраста, ведущая экскурсию в таком нетривиальном месте, вынуждена иногда выражаться “по фене” - это выглядит самобытно и остро. Но при общении, естественно, ведет диалог как обычная старушка.



-Я так понимаю, “откинувшиеся” к вам тоже наведываются?
-Да, заходят. Вы знаете, порой их очень легко отличить по поведению. Например, в камеру они заглядывают, но при приглашении - не заходят. Рядом с некоторыми экспонатами кивают, порой дополняют мой рассказ какими-то комментариями.

Еще она рассказала, что частенько приглашает детей посидеть на нарах, а некоторые родители аккуратно поправляют - не “садиться, а присаживаться”. Важный нюанс, поймут не только лишь все ©
Я подумал, что вообще подобный контингент может экспозицию постоянно актуализировать и освежать.
-Вот эта “марочка” - реплика. Ее первоначальный экспонат был сделан заключенным, нарисована его дочь. Однажды эта самая дочь заходила к нам, увидела “марочку” и попросила основателя музея подарить ей оригинал (как я понял, с отцом связь она не поддерживала - прим.автора), на что мы согласились при изготовлении копии.
-Вообще много у вас туристов?
-Вы знаете, зависит от сезона. Вот сейчас теплоходы пошли, с теплоходов много. Мы даже расписание под них подстраиваем. Если теплоход уходит в 9 вечера, то и мы работать будем до половины девятого. Приходит в 9 утра - значит уже в 9 утра надо здесь быть. Музей частный, надо крутиться. Многие обижаются, мол цены высокие, экспонатов мало. Тоже стараешься без негатива объяснить ситуацию.
-А зимой меньше работы?
-Да, зимой мы лишь по 5 часов работаем. Немного гостей приезжает. А летом уж будь готов по 12 часов работать.

Не мог не поинтересоваться, много ли школьников посещает.
-Вы знаете, был определенный тренд у подростков на романтизацию тюремной жизни, эстетику А.У.Е. и прочее. Много к вам школьников ходит? Как с ними работаете?
-Стараемся объяснить, что хорошего мало. Неприхотливый быт, отвратительная еда, тесные помещения, плохие отношения. В общем, советуем не попадать сюда. Однако “чалиться на киче” порой приходится и людям невиновным (актуалочка, да - прим. автора), в России не зарекаются от двух вещей…




Как педагог я сделал определенные выводы. Например, что подобный музей обязателен к посещению пубертатных классов (8-9 например). А вот географ внутри меня пришел к совершенно иным умозаключениям!


1684694598294252608.jpg



Круизный теплоход справа по кадру.



Как минимум, я совсем запамятовал про теплоходные круизы! Поэтому объясняется столь непопулярное расписание поездов в данном направлении. С Москвы ходит лишь один транзитный поезд дальнего следования в неделю, на Рыбинск. С автобусами тоже не все так хорошо, хотя несколько рейсов в день регулярно выполняется.



Выходит, туризм здесь носит тоже сезонный характер, как на морском курорте, что весьма нетипично для средней полосы. Почему-то к этой идее я не приходил ни в Костроме, ни во Владимире, ни в Суздале или любом ином городе Золотого кольца. Вполне вероятно потому что там реки играют гораздо меньшую роль.


1684694599233940816.jpg



Собираем крутые наличники - 4.



Пообедал в кафе “Большая Волга”, которое находится тут же, рядом с пожарной каланчой. Мои постоянные читатели знают, что за уникальной кухней я не гонюсь и довольствуюсь рабоче-крестьянским меню.


1684694599265825056.jpg



Впрочем, обедал не только я.



Обратно добирался на “электричках” с пересадкой в Кимрах. По дороге отметил интересную особенность - все мосты вплоть до Савелово выполнены в едином стиле - арочные, бетонные. Суровая эстетика сталинского ампира, как и плотина Угличской ГЭС.


1684694599291866573.jpg



Эстетика провинции.



Итак, несколько соображений по городу, а также по путешествию в Углич в целом:



  1. В Угличе хорошо прослеживаются разные эпохи: древний центр в виде отреставрированный кремля, окруженного застройкой эпохи классицизма; обширный частный сектор, который отделяет спальные микрорайоны от исторической дестинации, и милые душе родные панельки. Благоустройство городской среды можно описать одним выражением - “новации без реновации”. Т.е. здесь помимо того, что здесь привносят что-то новое (например, прекрасные детские и воркаут-площадки), не стремятся, например, реставрировать отдельные порушенные дома, которые потянут на архитектурные памятники XIX века. Или, хотя бы снести. Такая уж расстановка приоритетов. Т.е. проблем от излишков денег здесь нет - бордюры и плитка не перекладываются 4 раза в год, деревья не кронируют (или это не так бросается в глаза), не спешат поставить однотипные и примитивные пластиковые детские площадки в каждое “третье место”.


  2. Отдельного внимания заслуживает работа с рекой. Все-таки хорошо сделанная набережная - это уже большой плюс небольшому городу. Разнообразия привносит наличие как обустроенной, так и дикой части. Т.е. по одной части можно и с девушкой под ручку прогуляться, а в другой - рыбу или шашлык пожарить с друзьями.


  3. Выраженная “курортность”, “сезонность” города, связанная с Волгой. Разыгрываемая карта внутреннего туризма заставляет мелкий “экспортоориентированный” бизнес стягиваться к центру, в то время как внутренний бизнес - располагается на окраинах. Лакуна в виде серой полосы частной застройки заставляет задумать о том, насколько корректно вообще называть пространство города “городской средой”, если оно, зачастую, сельское.


  4. Музеи, которые я посетил - отличные! Коллегам-педагогам советую взять на вооружение. Есть еще некоторые, которые привлекают внимание - музей великов/музей водки, которые могут быть интересны. Ну и конечно, хотелось бы экскурсию на часовой завод. Музей завода “Чайка” работает нерегулярно, если верить отзывам на Яндексе.


  5. Численность населения убывает, но медленно для города такого размера. С 2000 года потеря в 15% - это еще по-божески. Гипотезы? Не могу сказать, что работа в сфере туризма, тем более с ярко выраженным сезоном, может удерживать местное население от переезда в сторону Рыбинска/Ярославля/Москвы. Другой вопрос - это работа на местных промышленных предприятиях: ГЭС, машиностроения и пищевки. На ГЭС работает 100 человек, если верить сотруднику музея, а пищевка, согласно тренду, была серьезно автоматизирована после переезда на рыночные рельсы при наличии капитала у владельцев. Неужели буст к экономике (и, получается, заякориванию) придало машиностроение? Учитывая “украинский фактор”, то сложная и многокомпонентная отрасль будет себя чувствовать прекрасно в течение долгого времени. Вообще это отдельное поле для исследования - как военные действия приводит к локальному ренессансу ОПК и легкой промышленности в Центральной России. И как это отражается на регионах в моменте.


  6. Железнодорожная станция вынесена за пределы сплошной застройки. Неплохой критерий того, что поездом здесь пользуются нечасто. Поэтому добираться логичнее либо на личном автомобиле, либо автобусом. В сезон навигации советую совершить теплоходный круиз. Получается, что город вроде не так уж и далеко (всего 240 км), но добраться до него без личного авто - уже какая-то запредельная задача.


40 тысяч шагов, 40 часов без нормального сна.
Ночная шаурма, рассвет на набережной, два классных музея, монументальная ГЭС…
И снова горстка географических выводов.



Баллы? 3 из 5. Надо вернуться. Но уже транспортном поудобнее.
Меня можно почитать
Или послушать в и .
 
197 937Темы
634 907Сообщения
3 618 386Пользователи
Grogus23Новый пользователь
Верх