News 16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги

4HD

Member
Регистрация
21.12.2003
Сообщения
176
Реакции
0
Баллы
16
Возраст
62
SEO-стратегия — это не только отдельная услуга, но и важная составляющая для подготовки коммерческого предложения на SEO-услуги. На этом этапе заказчики обычно рассматривают несколько агентств и из-за повторения одного и того же к брифингу с третьим кандидатом могут при рассказе упустить важные детали для грамотной стратегии продвижения.

SEO-стратег компании «Профитатор» Оксана Сувязова делится своим опытом и рассказывает, какую информацию стоит узнать у клиента на этапе запроса коммерческого предложения для получения качественного прогноза и отработки возможных возражений. Материал будет полезен как SEO-стратегам, так и специалистам, которые ищут подрядчиков для проведения поисковой оптимизации сайта.



16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги


Оксана Сувязова

SEO-стратег в компании «Профитатор»


Чтобы построить успешную SEO-стратегию, следует начать с правильных вопросов клиенту. Диалог поможет не только выявить потребности и ожидания, но и позволит создать индивидуальное предложение — интересное и конкурентоспособное. Можно составить файл с вопросами и попросить клиента заполнить его, но я предпочитаю задавать вопросы лично. Это позволяет раскрыть все тонкости, узнать дополнительные детали и получить максимально полную информацию для разработки эффективной SEO-стратегии.

Ещё один важный момент — это понимание, кто впоследствии будет принимать решение по сотрудничеству (ЛПР), и прежде всего следует поговорить именно с этим человеком. Нередко бывает, что у директора по маркетингу или другого ответственного сотрудника своё видение каналов продвижения, отличное от мнения ЛПР. В результате такого разрыва в коммуникации на защите коммерческое предложение (КП) оказывается слабым, хотя ошибка кроется только в неверных входных данных.

Итак, мы вышли на встречу с ЛПР — что будем спрашивать?

Достижение каких целей будет приоритетным для канала SEO?​


Ответ на этот вопрос является основой для составления КП. Важно понимать, на каком этапе воронки продаж нужно подключить SEO и что именно приоритетно для клиента. Скорее всего, для интернет-магазина это будет рост продаж или оборота, а для представительства бренда в России — увеличение трафика и показателей вовлечённости. Мне встречались разные запросы — от достижения лидерской позиции в отраслевом рейтинге по видимости в органике до количества отгруженной продукции со склада.

Важно точно понимать, о чём говорит клиент, чтобы избежать недопонимания и ошибочного прогноза. Поэтому лучше сразу уточнить все определения. Часто клиенты используют термины, которые могут иметь разные значения для маркетолога и SEO-специалиста. Например, термин «целевой лид».

Есть ли оцифровка этих целей?​


Оцифровка целей понадобится для того, чтобы понимать конверсию на каждом этапе воронки и иметь возможность сделать прогноз, начиная от трафика и заканчивая отгрузками со склада.

Под оцифровкой мы понимаем конечную цель, измеренную количественно. Часто я сталкиваюсь с тем, что цель обозначают как «рост продаж». Но рост продаж на одну продажу в месяц — это тоже рост, поэтому важно выяснить, на какую цифру рассчитывает клиент.

Очень часто перед отделом маркетинга стоят цели на год и заложен определённый темп роста. Чтобы соответствовать этому темпу, нужно запланировать работы по SEO, в том числе учесть сезонность и по возможности бизнес-планы по расширению ассортимента.

Иногда заказчик предоставляет цели в виде таблицы по месяцам — например, в виде такой:

16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги

Точные цифры идут от планов отдела маркетинга, умноженных на определённый процент, заложенный для SEO-канала. Например, у маркетолога круглая цифра плана условно в 20 000, а SEO в сплите занимает 30,5%

Исходя из этих данных, можно показать, выполнение какой части целей компании сможет взять на себя канал SEO, а маркетолог поймёт, какие ещё каналы нужно подключить для выполнения плана.

Какие сроки достижения целей?​


Следует узнать сроки достижения целей, которые закладывает клиент, чтобы понимать ожидания от канала. Если клиент не ведёт сейчас SEO, то на старте ДРР — доля рекламных расходов — канала улетит в космос, через полгода канал будет приемлемым, а через год — наиболее выгодным в медиасплите.


Если ожидания клиента не совпадают с возможностями SEO-канала, это не повод отказаться от расчёта, но повод объяснить клиенту, почему в текущих условиях показатель недостижим.


В моей практике большинство клиентов понимают, как работает SEO, и работали с этим каналом раньше, поэтому часто ожидания от канала адекватные. И в качестве конечного срока указывают год, а контрольной точкой обозначают 6 месяцев. Тендеры крупных компаний также заявляются на год, что для SEO хороший срок, чтобы показать эффективность.

Однако встречаются клиенты, которые хотят протестировать канал на 3 месяца, и здесь становится вполне уместен этот мем:

16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги

Грустно смотришь на то, как сработали твои доработки после ухода заказчика


Есть ли дополнительные цели, на которые стоит ориентироваться?​


Кроме основной цели — увеличения продаж, у клиента может быть ещё несколько второстепенных целей, выполнение которых обеспечит подрядчику дополнительную лояльность клиента. Например, как бизнес-канал мы должны приносить продажи, но генеральный директор оценивает SEO-продвижение по результату вывода в топ [запроса 1], [запроса 2] и [запроса 3] или компания в поисковой выдаче хочет быть выше конкурента Х.

Наиболее частыми дополнительными целями в моей практике были две, описанные выше. Также встречались цели на стыке SEO и работы с репутацией. Например, клиент хотел, чтобы в выдаче по запросу [%персона% мошенник] были статьи, опровергающие причастность этого человека к мошенничеству. Или требовалось участие в переносе сайта на другой домен, смене бренда с сохранением органического трафика — это особенно актуально в последний год.


Если у клиента есть дополнительные задачи, лучше знать о них заранее и подготовить план работ с их учётом.



Есть ли в ассортименте приоритетные товары или услуги?​


К примеру, клиент продаёт мебель, но из-за задержки в поставках производство матрасов не загружено и даже текущий спрос компания обслуживать не может. А вот раздел корпусной мебели, наоборот, планируется расширить по ассортименту и добавить несколько новых категорий.

Учёт таких особенностей бизнеса важен при разработке плана SEO-работ и расчёте плана по росту трафика. В первую очередь идут задачи по приоритетным направлениям, по ним оценивается и прирост органического трафика, который даст проработка. При этом заказчик видит не стандартный план работ, а индивидуальный — в соответствии с целями, которые стоят перед бизнесом на текущий момент.

16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги

Пример этапности работ с каждым кластером из выделенной целевой аудитории

На чьей стороне будут выполняться задачи по SEO-ТЗ?​


Ответ на этот вопрос позволит спрогнозировать бюджет и включить веб-разработку в предложение. При этом стоит уточнить у клиента приоритет SEO-задач и загрузку разработчиков на текущий момент. Возможно, клиент расскажет про опыт работы с предыдущими подрядчиками.

В дальнейшем это пригодится и для более точного прогноза. На старте обычно закладывается 20+ часов реализации задач в месяц по техническому заданию по SEO. Нужно понимать, готовы ли сейчас разработчики к увеличению загрузки. В противном случае даже при грамотно составленных ТЗ, если они будут лежать в столе месяцами, результат получится неудовлетворительным.

На чьей стороне будут создаваться тексты по SEO-ТЗ?​


В команде обязательно должен быть SEO-редактор, чтобы проверять и править тексты в соответствии с ТЗ — независимо от того, на чьей стороне будут авторы — подрядчика или заказчика.


Для составления КП нужно оценить работу авторов контента. Так, в некоторых тематиках — например в медицине — она может составлять основу бюджета.


Если писать тексты будут специалисты клиента, следует понимать возможности по объёму написания, экспертность авторов и опыт создания текстов по SEO-ТЗ.




16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги
Профессия

SEO-специалист: с нуля до middle​


  • Научитесь продвигать крупные коммерческие проекты и внедрять SEO-стратегии. Узнаете, какие принципы и навыки помогут работать с иностранными проектами
  • Сможете брать первые рабочие проекты уже спустя 5 месяцев обучения
  • Сформируете портфолио из 3 работ и сможете пройти стажировку у партнёров Нетологии


На какие регионы готовим КП?​


На первый взгляд кажется, что если у сайта есть представительства или доставка по России, то чем больше регионов мы возьмём в продвижение, тем лучше. Но могут быть нюансы. Например, я сталкивалась с тем, что на сайте указаны представительства во всех крупных городах, но на самом деле клиент там работает только по франшизам, продвижение которых на этом этапе не приоритетно. И интересно только продвижение по Москве.

Если на сайте говорится о доставке по всей России, следует учитывать особенности, которые могут сделать продажу в определённые регионы невыгодной. Например, трудности с доставкой или нехватка спроса на товар в конкретном регионе могут привести к тому, что продажа туда нецелесообразна.

Укажите лимит годового или месячного бюджета​


Многие компании закладывают бюджет на год. Эту возможность стоит уточнить для корректного прогнозирования результата в зависимости от имеющихся у SEO-специалиста ресурсов.

Информация о бюджете поможет составить взаимовыгодное предложение. Например, если выделенных на SEO денег категорически не хватает, в первые два месяца можно отказаться от полноценного продвижения, а подключаться на разовые задачи по часам, чтобы выполнить технические работы по сайту, передав весь бюджет на разработку. А начиная с третьего месяца уже без технических ограничений полноценно вести оптимизацию.

Кого вы считаете основными бизнес-конкурентами?​


Конкурентов по выдаче подрядчик может определить самостоятельно, но важно понимать, на кого клиент ориентируется по бизнес-целям.

В дальнейшем на этапе оценки конкурентов может выясниться, что бизнес-конкуренты не являются конкурентами в SEO, имеют худшую видимость, а большую долю рынка занимают за счёт активного использования платных каналов. Такой анализ будет дополнительным преимуществом в пользу подрядчика на защите.

Технические вопросы​

  • На какой CMS работает сайт? Есть ли синхронизация с 1С?
  • Есть ли другие сайты и домены-аффилиаты?
  • Были ли или планируются глобальные изменения на сайте за последние 6 месяцев?
  • Есть ли ограничения со стороны разработчиков, CMS или брендбука на внесение изменений на сайте?

Чтобы иметь более точную информацию о проекте, следует задать все технические вопросы ещё на этапе составления коммерческого предложения. Зачастую на этом этапе мы делаем базовый SEO-аудит без полного доступа к сайту. А когда проект уже находится в работе и мы узнаём про запланированные изменения — такие как редизайн или удаление больших разделов сайта — приходится прикладывать много усилий и тратить время, чтобы объяснить, что текущий прогноз уже неактуален, а также на составление нового. Чтобы избежать таких сложностей, лучше выяснить все детали проекта на самом начальном этапе и сделать объективный прогноз.

***

Следующие вопросы относятся не к расчётной, а к акцентной части КП, посвящённой отработке возражений или негативного опыта работы с другими подрядчиками.

Какими будут основные критерии выбора подрядчика на SEO-продвижение? По каким параметрам будет определяться лучшее предложение?​


Ответы на эти вопросы позволят понять, на что нужно делать акцент при защите КП. Хотя цена — один из главных критериев выбора, дополнительно клиенты часто называют ещё 3–4 критерия, с помощью которых можно усилить предложение.

В моей практике клиенты чаще всего говорят о прогнозе роста KPI, тематических кейсах, SEO-рейтингах, об экспертности и индивидуальном подходе. Но бывают и нестандартные истории, когда просят познакомить с SEO-специалистом и аккаунт-менеджером, которые будут вести проект, или рассказать, как будет составлен контент-план для проекта и выстроена коммуникация с разработчиками.

При прочих равных условиях, если подсветить эти моменты в коммерческом предложении, это позволит заработать дополнительные баллы лояльности клиента.

Кто принимает решение и оценивает КП?​


Чтобы максимально убедительно выступить на защите коммерческого предложения, важно знать, кто будет его принимать. Это может быть генеральный директор, директор по маркетингу, SEO-специалист или кто-то другой. На основе этой информации структура презентации прорабатывается таким образом, чтобы максимально соответствовать интересам и потребностям конкретного представителя заказчика.

Например, если это генеральный директор, то стоит сделать презентацию максимально ёмкой и краткой, показывать цифры роста продаж, оборота и другие бизнес-показатели. А также учесть и показать работы по выводу в топ [запроса 1], [запроса 2] и [запроса 3] — как дополнительную цель наших работ. То есть акцентировать внимание на том, что бизнес получит от сотрудничества.

16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги

Пример слайда КП, рассчитанного на собственника бизнеса или директора по маркетингу

Если это SEO-специалист, лучше максимально расписать стратегию, не боясь использовать профессиональные термины, и уделить больше внимания методике формирования прогноза. Акцентировать внимание на инструментах, при помощи которых будет достигаться обозначенная цель.

16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги

Слайд такого плана рассчитан на SEO-специалиста

Есть ли текущий подрядчик по SEO-продвижению? Были ли какие-то трудности в работе, в реализации SEO-задач?​


Знание о болях и предыдущем опыте клиента поможет сделать предложение более привлекательным, показать экспертность подрядчика.


Главное — не противопоставлять себя другой компании, а просто рассказать, как планируется решить ту или иную задачу.


Например, клиент медицинской тематики был недоволен качеством текстов. В презентации можно показать, как подрядчик работает с авторами: представить краткое резюме авторов, их дипломы о медицинском образовании, примеры написанных текстов для различных типов страниц, другие публикации авторов в крупных изданиях. Так клиент увидит, что у претендента есть большой опыт работы в требуемой области и он сможет предложить самые эффективные решения.

Или ТЗ от SEO-специалиста складывались в стол, потому что никто не взаимодействовал с разработчиками клиента, а сами задания составляли в виде рекомендаций формата «надо сделать блок, как у конкурента, вот скриншот конкурента». Такую ситуацию, например, наша команда отработала так — мы рассказали, что:

  • подключаемся в Kanban к разработчикам, договариваемся о выделенном времени на реализацию наших ТЗ, контролируем сроки самостоятельно и оперативно реагируем на вопросы;
  • приоритизируем задачи в зависимости от профита для конечного KPI, и, если часть приоритетных задач из бэклога не входит в выделенные нам лимиты, то можем подключить наших разработчиков;
  • технические задания составляются в удобном для разработчиков формате, с отрисовкой всех элементов в Figma — показываем примеры.

***

В конце встречи следует задать организационные вопросы ↓



Какой дедлайн по предоставлению коммерческого предложения?​

На какой срок готовим КП?​


Обычно коммерческое предложение по SEO готовится на год. Если клиент выставляет более сжатые сроки при необходимости достижения того же результата, стоимость продвижения вырастает. И на этапе брифинга следует обозначить для клиента, что стоимость работ формируется из трудозатрат команды и, если нужен быстрый результат, то и затраты на команду вырастут.


Шаблон брифа с вышеприведёнными вопросами можно скачать .



Что стоит сделать после встречи​


Рекомендую заполнять файл с вопросами и ответами клиента во время встречи, чтобы не упустить никакой важной информации. После встречи советую отправить клиенту протокол с ссылкой на этот файл, а также запрос на доступы или выгрузки, которые потребуются для составления коммерческого предложения.

Такой подход поможет сохранить все данные в одном месте и обеспечит точность и полноту информации для последующей работы. Кроме того, он позволит клиентам дополнить информацию, если они забыли что-то упомянуть во время встречи. В результате получится составить более качественное коммерческое предложение, которое удовлетворит потребности клиента.

Будьте открыты для общения и не стесняйтесь задавать вопросы, если что-то непонятно или нужно развить тему. Качество предложения и его успешная защита будут зависеть от того, насколько глубоко вы понимаете потребности клиентов. Даже если конечное решение будет отрицательным, ваш профессионализм и компетентность запомнятся надолго. И в следующий раз они обратятся к вам снова.




Читать также

16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги


16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги


16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги


16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги




Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши . Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к .



16 вопросов, которые помогут сделать качественное предложение на SEO-услуги


Оксана Сувязова

SEO-стратег в компании «Профитатор»


The post first appeared on .
 
198 114Темы
635 085Сообщения
3 618 401Пользователи
EeOneНовый пользователь
Верх